Сняли для Запада, но «подсунули» нам: в прокат вышел российский хоррор «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

КУЛЬТУРАПрокомментируйте новость
Сняли для Запада, но «подсунули» нам: в прокат вышел российский хоррор «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Скорее всего, создатели фильма планировали снять его подешевле на родине, а потом реализовать на западном рынке, однако что-то пошло не так.

13 июня в российский прокат вышел отечественный фильм ужасов «Заклятье. Шепот ведьм» (16+), снятый режиссером Сериком Бейсеу. В картине сыграли Артур Бесчастный, Марьяна Спивак, Софья Шидловская, Игорь Грабузов, Сергей Сафронов, Валерия Кот, Кирилл Русин и другие актеры.

По сюжету сломленный и отчаявшийся детектив расследует убийства подростков в глухой деревне и сталкивается с жуткой потусторонней сущностью, чей шепот грозит кошмарной смертью.

Сразу же бросается в глаза, что название фильма перекликается с вышедшим ранее (около года назад) американским хоррором «Шкатулка проклятия. Шепот ведьмы» (18+).

Однако совпадение заключается не только в названии, но и в главной сюжетной линии: обе картины рассказывают о колдовской шкатулке, которая выступает в качестве виртуального портала, ведущего к древнему злу. Вслед за голливудским детищем «Заклятье. Шепот ведьм» использует ведьмовской шепот, который по задумке режиссера нагоняет страх на персонажей фильма, а заодно и, конечно же, на зрителя.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Недоумение вызывает тот факт, что в снятом в России фильме главного героя зовут Пол Новак (Артур Бесчастный), однако при просмотре выясняется, что картина стилизована под иностранную.

Скорее всего, создатели фильма планировали снять его подешевле на родине, а потом реализовать на западном рынке. Однако что-то пошло не так. То ли фильмом в США и Европе не заинтересовались, то ли продаже помешали западные санкции. Как бы то ни было, в итоге картину «подсунули» россиянам, выпустив ее в широкий прокат как «пародию» на западное кино.

Мы решили посмотреть «прозападный» российский фильм «Заклятье. Шепот ведьм» и оценить его художественный уровень. Однако, прежде чем поделиться впечатлениями от новой российской страшилке, позволим себе поразмышлять о жанре «ужасы» и попытаемся понять, почему он считается «нишевым» и в настоящее время преодолевает самый настоящий кризис.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Почему ужасы – это жанр не для всех

Многие из нас еще в детстве пристрастись к запретным для нашего возраста «ужастикам», которые передавались из рук в руки на магнитных видеокассетах. Мало кто тогда думал о возрастных ограничениях, и мы запросто в столь юном возрасте травмировали свою психику фильмами, которые сегодня помечены маркировкой «18+».

Западные ужастики прочно вошли в нашу жизнь и заняли особую нишу на мировом кинорынке. В основном это были фильмы на любителя. Они, как правило, не очень бюджетны. В них не так часто можно встретить известных актеров. Однако эти фильмы, если и не срывают огромный куш, то всегда могут найти своего зрителя и способны окупиться, что, собственно, и подстегивает кинокомпании снимать все новые и новые фильмы ужасов, которые, порою, очень похожи друг на друга.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Как правило, основная «фишка» ужастиков – они пугают чем-то неизведанным и держат зрителя в напряжении. На этом в основном и держится зрительский интерес. Однако далеко не все зрители любят испытывать подобные эмоции.

Русские хорроры: кризис жанра

В отечественном кино все началось с жуткой мистической картины «Вий» (1967, 12+), экранизации произведения Николая Гоголя, которая произвела на советского зрителя такой эффект, с которым на то время мог сравниться разве что фильм Альфреда Хичкока «Психо» (18+), снятый семью годами ранее и впечатливший западную аудиторию. К слову, в 2014 году «Вия» (12+) пересняли. И хотя ремейк картины не стал столь резонансным, как советский «Вий», отзывы к нему оказались большей частью положительными.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

После долгого затишья киноужасы возродились уже в новой России. Причем, с начала 90-х годов подобных отечественных фильмов с каждым годом становилось все больше и больше.

В 1990-м году на экраны вышел фильм «Семья вурдалаков» (18+), затем появился фильм ужасов с оригинальным концептом «Прикосновение (1992, 16+), а после, в 1997 году, на то время молодой режиссер Николай Лебедев («Легенда № 17» (6+)) снял картину «Змеиный источник (1997, 12+). В начале 2000-х годов коллекцию отечественных фильмов ужасов пополнили несколько низкобюджетных малозаметных картин.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Настоящий же бум на российские хорроры начался в середине 2010-х годов, когда Святослав Подгаевский снял «Пиковую Даму: Черный обряд» (18+) и «Невесту» (18+), а Роман Каримов выпустил в прокат «Черную воду» (18+). Позднее в данном жанре появились новые картины: «Яга. Кошмар темного леса» (18+), сериал «Пищеблок» (18+), «Кольская сверхглубокая» (18+) и другие.

Однако зрителю, разочаровавшемуся в низком художественном уровне этих фильмов (за исключением, быть может, сериала «Пищеблок»), они довольно быстро приелись, и зритель перестал голосовать за них рублем. Нишевые российские фильмы ужасов перестали худо-бедно окупаться, и продюсеры передумали вкладывать в них деньги.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Тем не менее, несмотря на кризис жанра, изредка в кинотеатрах до сих пор периодически появляются отечественные новинки, снятые в этом жанре. Как правило, они чрезвычайно низкобюджетные, как и в случае с фильмом «Заклятье. Шепот ведьм».

Впечатления от картины «Заклятье. Шепот ведьм»

Близкое знакомство с картиной позволяет узнать подробности ее сюжета: в стилизованным «под Америку» фильме детектив Пол приезжает в забытую богом деревню для того, чтобы расследовать крайне жестокое убийство подростка, произошедшее в одном из заброшенных домов.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Однако Пол мотивирован не только расследованием убийства. Помимо прочего, он ищет старинный фонограф в виде музыкальной шкатулки, так как детство детектива прошло в этой же деревне, и он знает, что, по легенде, на устройстве записано «исцеляющее заклинание» старухи-ведуньи, жившей в усадьбе много лет назад.

Пол хочет использовать это «исцеляющее заклинание» для того, чтобы спасти собственного сына, который в результате автомобильной аварии впал в кому. В процессе расследования Полу предстоит столкнуться с собственными детскими психотравмами, а также с потусторонним существом, шепот которого способен погрузить человека в сон, а затем и вовсе убить.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

«Специфика мистического жанра в том, чтобы не отпускать внимание зрителя ни на минуту, поддерживать атмосферу напряжения и не давать ему расслабиться. Именно такой мы старались сделать эту картину. «Шепот» снят в жанре скримера: подвалы, темные лестницы, что-то жуткое в темноте….», - считает режиссер картины Серик Бейсеу. Однако получилось ли у создателей этой страшилки сделать действительно впечатляющее кино?

На наш взгляд, не очень. Мало того, что в силу низкого бюджета картины вся ее «мистическая атрибутика» выглядит бутафорской. Помимо прочего, страдают и те составляющие фильма, которые не зависят от бюджета. Так, например, диалоги персонажей местами выглядят несуразными и даже глупыми, сценарий не блещет логикой, а актерская игра оставляет желать лучшего.

Кадр из трейлера к фильму «Заклятье. Шепот ведьм» (16+)

Складывается ощущение, что бывший монтажер Бейсеу слепил свой «Шепот ведьм», как говорится, из того, что было, а именно из не самых удачных кусков отснятого материала. К тому же, картина уж очень сильно смахивает на «западные аналоги» и уж слишком напоминает своего собрата по жанру - «Шкатулку проклятия. Шепот ведьмы» (18+).

Есть ощущение, что нашим коношникам нужно прекратить копировать условный Голливуд и уж тем более не следует под него подстраиваться (пусть вместо Пола у нас будет хотя бы главный герой по имени Петр). Потому что в итоге на выходе получаются картины, которые не нужны ни западному, ни отечественному зрителю. И от этого очень обидно. Ведь кино снимается у нас, а мы в итоге выступаем лишь в роли его «второсортных» зрителей.

«Мрази»: около полусотни украинских БПЛА атаковали Краснодарский край

Новости СВО: удар по Крымскому мосту, прорыв к Торецку и сотни гробов из Часов Яра

«Группа крови на рукаве…»: 21 июня родился Виктор Цой 

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Мигрант так сильно избивал свою беременную сожительницу из Краснодара, что та его бросила, но это не остановило насилие

РЕГИОНЫ

Женщина систематически получала удары в область головы и тела, установило следствие. В последний раз, когда изувер ворвался в квартиру, её госпитализировали

Экспорт оружия и обход санкций: что пишет западная пресса о визите Путина во Вьетнам

ПОЛИТИКА

Запад боится новых соглашений, особенно в военной и технологической сферах.