
Это связано с тем, что их частотный диапазон близок к частотам бортовых радиовысотометров.
Росавиация предупредила российские авиакомпании о возможных помехах в работе оборудования из-за запуска сетей 5G. Это связано с тем, что их частотный диапазон близок к частотам бортовых радиовысотометров. Эти приборы нужны для измерения высоты, ими пользуются пилоты во время взлетов и посадок.
Письма от Росавиации получили крупнейшие российские перевозчики — «Аэрофлот», S7, Utair и Red Wings. При этом ведомство подчеркнуло, что пока однозначного ответа о влиянии сетей 5G на работу приборов не поступало ни от производителей самолетов, ни от европейских и американских регуляторов.
Однако несмотря на это, Росавиация попросила перевозчиков проинформировать пилотов о возможных сбоях, провести внеочередное обучение экипажей с имитацией неполадок, а также проанализировать требования по заходу на посадку в аэропортах других стран и сообщать о любых случаях аномальной работы высотомеров.

В «Аэрофлоте» и Red Wings уже сообщили, что их пилоты отклонений в работе радиовысометров не наблюдали. Неполадок не заметили и пилоты S7.
Причем тут 5G?
Просьба Росавиации связана с событиями, происходящими в США. Там ряд авиакомпаний уже отменили свои рейсы из-за угрозы 5G полетам. Дело в том, что диапазоны частот, на которых работают сеть нового поколения (3,7–3,98 ГГц) и радиовысотометры (4,2–4,4 ГГц), очень близки друг к другу, из-за чего могут возникнуть помехи и сбои.
Американские операторы связи планировали запустить сеть нового поколения 19 января. Это обеспокоило представителей авиаотрасли — в Федеральном управлении гражданской авиации США (FAA) выразили опасение, что антенны 5G, установленные рядом с аэропортами, могут искажать показания высотометров. В конце декабря прошлого года пилотам даже запретили использовать «потенциально уязвимые» и наиболее чувствительные приборы, которые обычно применяются в условиях плохой видимости.

На фоне запуска 5G в США о приостановке некоторых рейсов в часть американских аэропортов сообщали Emirates, Air India, ANA и другие.
Так, крупнейший перевозчик Emirates из ОАЭ сообщил, что приостановит полеты в аэропорты Бостона, Чикаго, Далласа, Хьюстона, Майами, Ньюарка, Орландо, Сан-Франциско и Сиэтла. О полетах из Дели в Сан-Франциско, Чикаго и аэропорт им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке сообщила индийская компания Air India. Японские авиакомпании ANA и Japan Airlines отменили рейсы в США на самолетах Boeing 777, а вместо этого на некоторые маршруты запустили Boeing 787. Также об отмене части рейсов или таких планах сообщали Luftgansa и Delta Air. Virgin Atlantic и Air France-KLM заявили, что не отменяли рейсов, но следят за ситуацией.
Сети нового поколения и безопасность
После массовой отмены рейсов крупнейшие операторы связи в США AT&T и Verizon ограничили запуск новых сетей 5G у аэропортов, заявив, что пока не будут активировать расположенные там вышки. Источники Reuters сообщили, что речь идет примерно о 500 базовых станциях.
«Исключительно по нашему собственному решению мы добровольно согласились временно отложить включение ограниченного числа вышек вокруг взлетно-посадочных полос некоторых аэропортов, — говорится в сообщении AT&T. — Запуск остальных улучшенных 5G услуг пройдет согласно плану». К этому заявлению присоединилась также компания Verizon.

Ранее AT&T и Verizon уже соглашались перенести начало работ по развертыванию новых сетей, об этом просили в минсвязи США. Предполагалось, что за две недели отсрочки будут установлены буферные зоны вокруг ряда ключевых аэропортов, а также подтверждена безопасность выполнения рейсов из остальных. Однако к 16 января было одобрено выполнение только 46% рейсов, поэтому авиаперевозчики призвали отложить развертывание 5G возле авиагаваней.
В декабре отложить начало развертывания 5G просили крупнейшие авиастроительные корпорации — Boeing и Airbus. Они направили письмо министру транспорта США с результатами исследования, проведенного коммерческой группой Airlines for America. В нем утверждается, что если бы Федеральное управление гражданской авиации США еще в 2018 году разрешило использовать стандарт 5G в этом диапазоне, то было бы задержано, перенаправлено или отменено около 335 тысяч пассажирских и 5400 грузовых рейсов.
А что в России?
Пока просьба Росавиации — скорее предупредительная и касается тех авиакомпаний, которые летают за границу, и, в частности, в США.
«Степень влияния телекоммуникационного оборудования, использующего технологии 5G, на системы воздушного судна требует дальнейшего исследования, — ранее заявлял «Ведомостям» гендиректор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Даже по влиянию сотовых телефонов GSM на бортовые системы самолета нет консенсуса».
При этом, по словам Пантелеева, следует продолжать проводить испытания влияния 5G-оборудования на системы воздушных судов.

В НИИ института радио объяснили, что в России для выделения частот под те или иные нужды сначала проводится математическое компьютерное моделирование, а потом натурные испытания — чтобы убедиться в отсутствии помех.
При этом непосредственно в России такая ситуация вряд ли возможна. В нашей стране связь стандарта 5G должна появиться в городах-миллионниках к 2024 году. Сообщалось, что сети будут работать на произведенном в России оборудовании. Но сети вряд ли помешают самолетам — частотный диапазон 3,7-3,98 ГГц для 5G не рассматривается.
Ранее стало известно, что в России установлен антирекорд по суточному приросту заболевших коронавирусом — почти 50 тысяч человек в стране подхватили вирус. Число новых случаев более чем на 10 тысяч больше, чем сутками ранее. Как отметили в штабе, в РФ по — прежнему продолжает доминировать штамм «дельта», который выявлен в 52,3% новых случаев. Вариант «омикрон» и другие не доминирующие штаммы составляют 47,7%.