
Режиссеру удалось вложиться в ограниченный бюджет и снять зрелищные массовые сцены, прибегнув к помощи макета.
В 1979 году на советские экраны вышла остросюжетная картина «Экипаж», которая открыла публике неизвестный до этого жанр кино — фильм-катастрофу. Благодаря талантливому сплетению любовных историй и семейных страстей, разыгрывающихся на фоне природного бедствия, картина произвела на зрителей настоящей фурор.
Однако, как это часто бывает, история создания шедевра осталась за кадром. Мы решили вернуться в 1979 год и найти ответы на вопросы, почему «Экипаж» стал выдающимся отечественным фильмом, и какие препятствия пришлось преодолеть его создателям, чтобы картина стала успешной.

Ремейк голливудского фильма?
В конце 1970-х режиссер Александр Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду с просьбой написать сценарий зрелищного фильма-авиакатастрофы. После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации в США тема авиакатастроф стала весьма популярной в Голливуде. Однако эти фильмы в СССР не демонстрировались. Заполнить вакуум и должна была аналогичная советская лента.
Авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования: первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую — непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии был привлечен известный авиаинженер и преподаватель Борис Уриновский.
Наконец, сценарий, получивший название «Запас прочности», утвердили и лента с очень низким бюджетом была запущена в производство. На производство фильма с голливудским размахом Госкино выделило всего 1 млн 250 тыс. рублей, что почти в 15 раз меньше, чем выделяли в то время в Голливуде на съемки рядового блокбастера.

Название «Запас прочности» утверждено не было — прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое. Уже в ходе съемок, по предложению Митты, его заменили на «Экипаж».
Александр Митта попал в сложную ситуацию: ему необходимо было снять отечественную драму с голливудским размахом, имея при этом достаточно скромный бюджет. Режиссер вынужден был пойти на множество хитростей, чтобы с одной стороны его картина не стала банальным ремейком американского фильма, а с другой стороны оказалась не менее зрелищной и при этом вписалась в смету.

Ухищрения, на которые пришлось пойти
В ходе переговоров Александру Митте удалось договориться с авиакомпанией «Аэрофлот»: съемки в московских аэропортах обошлись недорого. Тяжелее пришлось с поисками самолетов — в 1979 году списанных Ту-154 еще не было, но помог случай: в Новосибирском аэропорту Толмачево из-за забытого включенного подогревателя загорелся Ту-154А борт СССР-85087.

Самолет был значительно поврежден, в том числе на основной части фюзеляжа прогорела верхняя часть. Хвостовая часть при этом практически не пострадала. В течение трех недель железнодорожным транспортом эту часть самолета привезли в Москву и на ней отсняли все «воздушные» эпизоды второй серии.
Другим самолетом стал Ту-154Б борт СССР-85131 Бориспольского ОАО. В 1976 году при выполнении рейса Киев—Москва на нем была разлита ртуть, после чего авиалайнер был отстранен от полетов с пассажирами, а к 1979 году передан Управлению учебных заведений. По просьбе «Мосфильма» и этот самолет предоставили для съемок фильма. Ныне самолет хранится в экспозиции Музея авиации в городе Кривой Рог.

Сами съемки были тяжелыми и долгими и прошли в основном на макетах. Нефтеперерабатывающий завод, который по сценарию взрывается и горит, был макетом Омского нефтеперерабатывающего завода.
Самую главную сцену режиссер попытался снять, не используя макет. На кладбище старых самолетов был найден сохранившийся фюзеляж Ту-114. Поскольку двигаться самолет был не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него. Подготовили сцену взрыва самолета вместе со зданием аэропорта, привезли 6 тонн горючего.
Однако в ходе подготовки декорации взорвались и сгорели еще до начала съемки. Кадры его горения видны после взрыва первого самолета, взлетавшего и взорвавшегося в Бидри. Отчетливо видно, как разгоняется и взрывается двухмоторный макет самолета, а уже в следующем кадре горит четырехмоторный. Это и есть Ту-114.

По словам Александра Митты, в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так: «Героя Жженова отстранили от полетов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолет: летчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую кабину, а там его фронтовые ребята — совсем не изменились с военных лет. Они кладут ему руки на плечи, он берет штурвал — и они взлетают, растворяются в небе. В следующем кадре снова больница и его дочка говорит: «Папа умер»».
Иной концовкой фильм оказался обязан Леониду Брежневу. Когда картину показали Брежневу, у которого к этому времени были серьезные проблемы со здоровьем, тот остался недоволен трагическим финалом, сказав: «Зачем вы мне покойников показываете». Концовку фильма пришлось изменить.

Прочие натурные съемки проводились, в частности, в Ярославле (эпизоды семейной жизни Валентина Ненарокова) и Ялте (южный приморский город, куда переехала бывшая жена Ненарокова с ребенком).
Новаторство и успех
«Экипаж» стал первой кинолентой в жанре «катастрофа». Также в этой картине впервые в отечественном кино была показана откровенная постельная сцена (с демонстрацией обнаженной женской груди). А еще это был первый спродюсированный фильм, поскольку он был снят не только на государственные деньги, но и на средства «Аэрофлота», который решил поддержать выпуск киноленты о мужестве членов экипажа самолета.

Митта планировал собрать звездный состав актеров: Алексей Петренко (командир корабля, роль написали специально под актера), Николай Караченцов (второй пилот), Олег Даль (бортинженер, ловелас), Елена Проклова (стюардесса). Но все они по разным причинам отказались сниматься. В итоге роли исполнили Георгий Жженов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов и Александра Яковлева.
Кинолента «Экипаж» стала феноменально успешной благодаря тому, что она состоит из двух абсолютно разных по жанру серий (первая — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа), которые при этом гармонично дополняют друг друга. Режиссеру удалось вложиться в ограниченный бюджет и снять зрелищные массовые сцены, прибегнув к помощи макета и съемкам на земле, что существенно удешевило картину.

При этом фильм выглядел не хуже голливудского блокбастера, а за первый год киноленту посмотрело почти 72 млн человек. Она стала одним из абсолютных лидеров проката среди отечественных картин.