
Достигнув к концу 1870-х годов значительных творческих высот, Чайковский на рубеже нового десятилетия вступает в наивысший этап художественной зрелости.
Также 6 ноября Международный день памяти животных, погибших от рук человека, Международная неделя науки и мира, и День работника службы делопроизводства и режима уголовно-исполнительной системы РФ, а также в этот день в 1931 году в Москве делегация из Луганска представила правительству первый паровоз серии «Феликс Дзержинский» - самый мощный и сильный серийный грузовой паровоз в истории СССР, а в 1982 году началась полярная экспедиция газеты «Советская Россия», участники которой совершили самый длительный переход в истории арктических путешествий — 10 000 км.
Подробнее поговорим о российском композиторе Петре Ильиче Чайковском (1840-1893), которого не стало 6 ноября 1893 года (130 лет назад). Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.

Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это десять опер, три балета, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Творчество Петра Ильича представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей кучки», знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.
Детство и юность
Петр Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 в поселке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) при Камско-Воткинском заводе. Он был вторым ребенком в семье.

Родители Петра Ильича любили музыку: его отец в юности играл на флейте, а мать когда-то играла на арфе и фортепиано, а также пела романсы. Как и во всяком порядочном доме, в доме Чайковских был рояль, а также вывезенный из столицы механический орган — оркестрина. Именно оркестрина, в исполнении которой маленький Петр впервые услышал арию Церлины из оперы «Дон Жуан» Моцарта, произвела на него самое сильное впечатление.
К роялю, вероятно, Петра впервые подвела его мать, затем в 1845—1848 годах с ним занималась Марья Марковна Пальчикова, которая была из крепостных и выучилась грамоте и музыке на медные деньги. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.
В феврале 1848 года отец Петра Чайковского вышел в отставку с пожалованием ему пенсии и чина генерал-майора. В сентябре того же года он с семьей переехал в Москву. Родители планировали определить Петра Чайковского на учебу в Горный корпус, однако они передумали. В начале августа 1850 года с матерью и сестрами Зинаидой и Александрой Чайковский прибыл в Санкт-Петербург для поступления в приготовительный класс Императорского училища правоведения — закрытое мужское учебное заведение, находившееся на углу набережной реки Фонтанки и улицы, ныне носящей имя композитора.

В 1855—1858 годах немецкий пианист Рудольф Кюндингер, которого нанял отец, преподавал Петру игру на фортепиано. На занятиях Чайковский также знакомился с западной инструментальной музыкой, исполняя ее с преподавателем в четыре руки.
В своей «Автобиографии» Чайковский позже напишет: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано. Он был первым, кто стал брать меня с собой на концерты».
Годы мировой славы
Проделав большой творческий путь и достигнув к концу 1870-х годов значительных творческих высот, будучи автором таких сочинений, как Фантазия «Франческа да Римини», Четвертая симфония, опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», Первый фортепианный концерт, Чайковский на рубеже нового десятилетия вступает в наивысший этап художественной зрелости.

В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира IV степени. В мае 1881 года обратился с просьбой о выдаче ему из казенных сумм трех тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне постепенно погашался причитающейся мне из дирекции Императорских театров поспектакльной платой».
В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году он был включен в состав совета директоров Московского отделения ИРМО. С конца 1880-х годов выступал как дирижер в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

В середине февраля 1881 года Чайковский посетил Вену, Флоренцию, Рим, Неаполь и Ниццу. Узнав о критическом состоянии лечившегося в Париже Н. Г. Рубинштейна, композитор решил немедленно навестить его, но не застал друга, умершего 11 марта. Чайковский возвратился в Россию 25 марта.
Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижера своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии. В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.
В ноябре 1881 года он опять уехал в Италию и провел в Венеции, Флоренции и Риме около четырех месяцев. В конце декабря 1882 года по пути в Париж Чайковский заехал в Берлин прослушать оперу Вагнера «Тристан и Изольда». Утомленный суетой, композитор писал Модесту: «Мне приятно быть в городе, где я не совсем известен. Какое наслаждение гулять, не боясь встретить знакомых!» В Париже он продолжил работу над инструментовкой оперы «Мазепа» и вернулся в Россию в середине мая 1883 года.

14 декабря 1887 года Чайковский дирижировал в Петербурге премьерой «Моцартианы», а на следующий день отправился в свою первую заграничную гастрольную поездку. В ноябре-декабре 1888 года Чайковский в Праге дирижировал премьерой «Евгения Онегина» в Национальном театре (первая постановка оперы за рубежом) и концертом, в котором прозвучали Пятая симфония и Второй концерт для фортепиано с оркестром.
В январе-апреле 1889 года состоялась вторая концертная поездка за границу. Он выступил в Кельне, Франкфурте, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне. 24 марта 1891 года Чайковский перед началом гастролей в США с успехом выступил в Париже с оркестром Колонна, исполнившим Третью сюиту, симфоническую фантазию «Буря», «Меланхолическую серенаду для скрипки с оркестром», «Славянский марш» и Второй концерт для фортепиано с оркестром.

В мае 1893 года Чайковский в Англии был возведен в степень почетного доктора Кембриджского университета. По традиции выдвинутые в почетные доктора музыки исполняли свои произведения — композитор в Кембридже дирижировал симфонической поэмой «Франческа да Римини».
Последние годы своей жизни композитор провел в окрестностях подмосковного города Клин, в том числе в сохранившемся доме, где сейчас находится его музей.
Утром 21 октября (2 ноября) 1893 года композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который диагностировал холеру. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице.

Особенности творчества
Чайковский — ярчайший представитель музыкального романтизма в России XIX века. При этом он не декларировал стремление «к новым берегам», никогда не выражал желания стать «композитором-реформатором».
Петр Ильич Чайковский воспринял всю систему жанров, практиковавшихся в современной ему Европе — симфонию, симфоническую поэму, струнный квартет, сольный инструментальный концерт, сонату, сюиту и пр. Чайковский испытал влияние типичных композиционных принципов и техник западноевропейского романтизма — программной музыки, лейтмотивной системы, тональной гармонии (с использованием типичных для романтиков модализмов и секвенций), акцентной метрики, музыкальной формы, контрапункта, оркестровки.

Вместе с тем музыка Чайковского обладает ярко выраженной спецификой, безошибочно схватываемой на слух. Точное определение этой интуитивно схватываемой специфики составляет научную проблему. Обычно исследователи выделяют два основных творческих вектора Чайковского: вектор национальной характерности и вектор «общеромантической» западноевропейской стилистики.