Испарял людей и взрывал головы: от Везувия до «живых» вулканов, которые угрожают человечеству

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость

Ученые и провидцы предсказывали гибель людей от извержения вулканов, а некоторые сравнивали его с природной катастрофой, которая произошла 24 августа 79 года.

24 августа 79 года вошло в историю человечества как самый страшный день на Земле, как Аплкалипсис, как ад. Именно в этот день произошло извержение вулкана Везувия, который за один день убил десятки тысяч человек. Уже позднее ученые воссоздадут полную картину происходящего и скажут: люди умирали в страшных муках.

Гигантское высотой до 33 км раскаленное облако пыли, дыма и камней накрыло расположенных у подножья Везувия три римских города - Помпеи, Геркуланум и Стабии. По оценкам современных исследователей, тепловая энергия, выделившаяся при извержении, была в 500 раз выше той, которая высвободилась при взрыве атомной бомбы над японской Хиросимой. Это действительно была преисподняя.

Везувий

Древнеримский государственный деятель Плиний Младший, который был свидетелем катастрофы, так описал извержение: «...огромное чёрное облако быстро надвигалось…из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного большие».

Итальянские ученые, которые детально исследовали скелеты погибших римлян, смогли точно «диагностировать», насколько страшным был уход из жизни этих людей.

Фото: журнал plos.org

Жар был настолько сильным, что люди «испарялись», а у некоторых взрывались черепные коробки. Это стало следствием прямого воздействия высокой температуры и роста внутричерепного давления пара, вызванного кипением мозга, поясняли исследователи.

«Их мягкие ткани испарялись. И температура затем опускалась на протяжении нескольких десятков минут, препятствуя развитию позы боксера…», — описали ученые результаты исследований в журнале Nature.

Фото: Музей Помпеи

Великий русский живописец Карл Брюллов специально поедет в Помпеи, где напишет одно из лучших своих творений - «Последний день Помпеи». Художник настолько был впечатлен увиденным, что воочию представил, какой ужас, боль, отчаяние испытали люди.

Последний день Помпеи. Карл Брюллов

С того времени Везувий извергался еще 13 раз. Однако самым серьезным было выброс пепла и лавы в 1631 году. Тогда погибли до шести тысяч человек. В последний раз Везувий извергался в конце 1944 года и унес жизни 26 местных жителей.

Пару лет назад ученые задались вопросом, а что будет, случись новое извержение Везувия? Смогут ли итальянцы спастись? Готовы ли власти к подобной природной катастрофе, ведь за короткое время им придется эвакуировать несколько тысяч человек из зоны риска? В Национальном совете геологии Италии считают, что у властей нет согласованности действий, как нет и плана по эвакуации. Да и затратное это дело, вот и стараются не думать о плохом, рассчитывая на то, что все обойдется.

Да и сами люди расслабились, а некоторые и вовсе решились построить дома на склонах Везувия. И это несмотря на то, что в 1995 году власти Италии сделали территорию вулкана национальным парком, соответственно, там вообще запрещена стройка. Сегодня домов тысячи, причем со всей инфраструктурой - магазинами, кафе и ресторанами. Даже если вдруг начнется бедствие, многие из тех, кто живет в незаконных постройках, могут не попасть в план эвакуации.

При извержении в воздух будут выброшены тонны пепла и магмы, которые вызовут огненный дождь. Он может «пасть» на головы живущих у подножья. Но не только пепел, дым и жар представляют угрозу. Опасность таится и в вулканической породе из магмы, которая быстро затвердевает и будет сыпаться на головы в виде камней.

И не только Везувий

Из-за извержения активного вулкана Набро, расположенного возле границ Эритреи и Эфиопии в 2011 году погибли семь человек, более тридцати умерли от отравлений. Самым ужасным стало и то, что пепел засыпал все ручьи, фактически уничтожив источники питьевой воды. А в богатых солью местных озёрах образовалась серная кислота.

Извержение вулкана Набро. Фото, сделанное спутником из Космоса.

Как напомнило издание Life, это был самый мощный выброс двуокиси серы, когда-либо наблюдаемый из Космоса. Именно этот газ считают самым ядовитым для всего живого на Земле. А ведь этот Набро всегда считался спящим вулканом. Еще одним важным моментом является то, что Набро расположен в Восточно-Африканской рифтовой долине — полосе длиной без малого пять тысяч километров, которая делит пополам Эфиопию и простирается далее по территории Кении, Мозамбика и Танзании, а это линия тектонического разлома - крупнейшей трещины в земной коре. Ученые прогнозируют, что правая часть отделится от остальной и ударится в Аравийский полуостров, и на этом стыке появятся горы. Но это произойдет еще нескоро, а вот сейчас эта линия - самое вулканическое место на материке.

Похожий разлом есть на западе Антарктики — Западно-Антарктической рифтовой системой. Эта трещина тянется на 3200 километров, и на её территории находятся практически все вулканы Южного континента. В Антарктиде на сегодняшний день насчитывается 12 действующих вулканов, из которых самым активным является Эребус.

Вулкан Эребус. Фото: Википедия

Всемирное метеорологическое агентство поделилось тревожным наблюдением. Специалисты обратили внимание на то, что озоновая дыра над Антарктикой подозрительно разрослась. Более того, к имеющимся 47 появились новые (91) неизвестные доселе науке антарктические вулканы. И это пугает климатологов. Они опасаются за жизнь людей, так как вулканы могут извергаться и растопить ледяной щит, что приведет к повышению уровня моря и наводнениям.

Профессор метеорологии и климатологии Ким Хольмен обратил внимание на опасность другого вулкана - Хунга-Тонга-Хунга Хаапай, находящегося в Королевстве Тонго. Его извержение произошло в декабре 2021 года и привело к цунами, во время которого потоки воды сносили все на своем пути, уничтожая целые деревни. Причем извержение в Тихом океане вызвало цунами не только в самом Королевстве, но Японии и Калифорнии.

Отметим, что еще в 2016 году ученые в качестве одной из реальных опасностей, грозящих человечеству, называли как раз извержение супервулкана. Специалисты говорят, что материки накроет метровым слоем пепла. Именно пепел приведет к разрушению зданий, засорению водопроводов и гибели пахотных земель.

В садовом товариществе Сочи нашли тела художницы и ее любовника с пакетами на головах

Умер Юрий Ваксман - актёр из «Молодёжки» и «Майора Грома»

«Накануне звонил, я не сняла трубку»: звезда «Папиных дочек» Мирослава Карпович рассказала о смерти отца

"Расходный материал": эксперт раскрыл, кто "реанимировал" ИГИЛ* для теракта в "Крокусе"

Украинские спецслужбы вербуют любых противников россиян для совершения терактов, отметил сотрудник Института политических исследований Арсения Григорьева.

«Молитесь, чтобы не было слишком поздно»: Россия собирается идти в новое большое наступление на фронте СВО

Сразу несколько крупнейших западных изданий - The Economist, The Times, Welt и Politico – прогнозируют грядущие перемены на фронте СВО

Алла Пугачева и терроризм: певице припомнили, как она еще во время Норд-Оста предлагала России капитулировать

«Во имя невинно страдающих и погибающих неизвестно за что, лучше признать поражение в войне, чем вот так долго продлевать эту кровавую победу», - заявила певица журналистам.