Планируя снимать более «серьезное» кино, на заглавную роль Данелия изначально собирался пригласить Владимира Высоцкого.
Многим известно, что фильм «Афоня» — это советская трагикомедия 1975 года режиссера Георгия Данелии. По сюжету Афанасий Николаевич Борщов (Леонид Куравлев) по кличке Афоня, выросший без родителей и воспитанный тетей, закончив ремесленное училище и отслужив в армии, живет в однокомнатной квартире и работает в ЖЭКе сантехником 4-го разряда.
Непутевый Афоня и его приятель-собутыльник грузчик Федул (Борислав Брондуков) с утра до вечера заняты не работой, а поиском возможности выпить. Афоня вымогает с клиентов взятки и в целом неплохо живет. Однако праздное существование Афони – аморально и разрушительно. Все меняется, когда в жизнь Афони приходит настоящая любовь.
Однако мало кто знает, что «Афоня» изначально планировался как мрачный драматический фильм, с явным уклоном в пропаганду трезвого образа жизни. Тем не менее, жизнь внесла свои коррективы, и фильм стал классикой советского комедийного кино, любимого миллионами зрителей. В 1975 году «Афоня» стал лидером советского проката, кинотеатры посетили 62 миллиона советских зрителей.
Разумеется, нельзя сказать, что в итоге «Афоня» получился чисто комедийным фильмом. Из-за огромного количества смешных ситуаций и ставших крылатыми фраз изначально куда более депрессивный «Афоня» стал трагикомедией, где одновременно, и смешно, и грустно.
Режиссер картины Георгий Данелия приложил весь свой режиссерский талант к тому, чтобы «Афоня» вызывал у зрителя всю гамму человеческих эмоций: если в первой части фильма присутствует больше комедийных ситуаций, то во второй – нередко на глаза наворачиваются слезы.
Экстренное изменение сценария
В первоначальной версии сценария главный «герой» картины Афанасий Борщов был маляром, а влюбившаяся в него девушка добровольно сводила счеты с жизнью. Однако, приступив к съемкам, Георгий Данелия вскоре понял, что фильм получается уж слишком мрачным. В итоге буквально на ходу пришлось прибегнуть к кардинальным переменам сюжета.
Сценарист Александр Бородянский переписывал сюжет «Афони» прямо во время съемок. Из маляра главный персонаж превратился в сантехника. Влюбившаяся в Афоню Катя в новой версии сценария больше не заканчивался свою жизнь трагически.
В итоге Афоня и Катя (Евгения Симонова) даже встречаются в конце наяву, а не во сне, как было в промежуточном сценарии. Этот финальный эпизод дает надежду, что жизнь может продолжаться, и направляет картину в сторону комедии со счастливым концом.
Куравлев вместо Высоцкого
Планируя снимать более «серьезное» кино, на заглавную роль Данелия изначально собирался пригласить Владимира Высоцкого. Предполагалось присутствие в фильме сцены, где он будет играть на гитаре.
Данелия также вел переговоры по поводу роли Афони и с польским актером Даниэлем Ольбрыхским. Пробовались также Николай Караченцов, Андрей Мартынов, Владимир Носик, Виктор Проскурин, Семен Морозов, Борис Щербаков, Владислав Долгоруков, Владимир Меньшов, Георгий Бурков, Иван Бортник. На роль Кати пробовались также Анна Каменкова и Елена Прудникова.
В итоге на главную роль взяли Леонида Куравлева, посчитав, что зрители смогут простить ему в кино те слабости, которые не простили бы другим актерам-кандидатам.
При этом Леонид Куравлев в жизни был совсем не похож на своего персонажа. Он был очень скромным и искренним членом съемочной группы. Со всеми был деликатен и вежлив. На съемках сцены, где Афоня с Катей лежат под одеялом, Куравлев стеснялся снимать штаны при молодой актрисе. Данелия настаивал на правдоподобии, но Куравлев был настойчив и так и остался лежать в брюках.
Постепенно становясь более легкой комедией, фильм «Афоня» обрастал смешными сценами. Так, например, Татьяне Распутиной (дама с пышным бюстом) в эпизоде «Энергичный танец» для пущего эффекта подложили в бюстгальтер пакеты с манкой. Манка была тяжелой, и бюстгальтер рвался, поэтому пришлось вязать его узлом на спине.
Все сцены с актрисой Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати, сняли всего за три съемочных дня. Актриса в то время уже подписала договор на съемки в другой картине и все лето должна была сниматься в Башкирии в фильме «Пропавшая экспедиция» (0+).
Сцены в ресторане, когда Афоня пытается забыть Елену, снимали в Москве. Съемки чуть было не сорвались из-за того, что швейцар не хотел пропускать Борислава Брондукова, исполнителя роли Федула, в ресторан. Актер настолько органично выглядел в костюме и гриме, что когда он вышел на улицу покурить, швейцар наотрез отказался впустить его обратно, приняв за настоящего пьяницу, грозился вызвать милицию, если тот не уйдет.
Возможно, «Афоню» нельзя отнести к лучшим работам замечательного режиссера Георгия Данелия. Здесь нет лирического очарования картины «Я шагаю по Москве», мудрой иронии и философской глубины «Осеннего марафона». Но зато в «Афоне» есть блестящие актерские работы Леонида Куравлева и Евгения Леонова и насмешливость сатирической сказки со счастливым концом.
Леонид Куравлев играет сантехника Жэка Афоню обаятельным хамом, чувствующим себя в бесхозяйственной стихии «развитого социализма» как рыба в воде. Афоня - современный «пролетарий», получающий огромное удовольствие от своей власти над простыми людьми, попавшими в безвыходное положение по причине протекающих труб, раковин и унитазов.
Однако, то, что Данелия «развернул» киноисторию «Афони» в сторону комедийного жанра, понравилось далеко не всем. В свое время критики упрекали режиссера в том, что он вместо вынесения Афоне окончательного социального вердикта послал ему в финале романтическую любовь в образе ангельской героини Евгении Симоновой. Но сказка все-таки на то и сказка, чтобы добрая «волшебница» всегда могла расколдовать незадачливого сантехника.
Режиссеру удалось разбавить депрессивную историю комичными элементами, сгладив углы. И, что самое главное, Данелия дал надежду на спасение персонажа. В итоге получилась глубокая трагикомедия, сочетающая в образе главного героя черты маргинальных слоев советского общества. Это оторвавшиеся от своих деревенских корней люди, которые так и не усвоили городскую культуру и не научились любить себя. Но даже они имеют право на второй шанс.
Благодаря таланту режиссера и звездному актерскому составу, этот фильм из обычной антиалкогольной агитки стал шедевром советского комедийного кинематографа. И очень жаль, что сейчас не снимают таких фильмов о жизни простых людей.