Как «Сказка о руководящей Золушке» стала «Служебным романом» (6+)

КиноПрокомментируйте новость
Как «Сказка о руководящей Золушке» стала «Служебным романом» (6+)

Когда фильм был уже почти готов, возникло ощущение, что название «Сказка о руководящей Золушке» ему как-то совсем не подходит.

«Служебный роман» — советский двухсерийный художественный фильм, лирическая трагикомедия режиссера Эльдара Рязанова. Фильм был создан в киностудии «Мосфильм» в 1977 году и стал лидером проката 1978 года: кинозалы посетили свыше 58 млн зрителей.

В 1979 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и до сих пор является одним из самых любимых зрителями отечественных фильмов. С момента выхода картины прошло уже 45 лет с тех пор, но и сегодня фильм Эльдара Рязанова все так же собирает миллионы зрителей, только уже перед экранами телевизоров или гаджетов.

Кадр из фильма "Служебный роман"

История о «чудесной трансформации мымры» до сих пор, несмотря на свою двухсерийность, смотрится на одном дыхании. И лишь немногие ее почитатели знают, что изначально у фильма было другое название — «Сказка о руководящей Золушке». О том, как «Сказка о руководящей Золушке» постепенно превратилась в «Служебный роман» мы и поговорим далее.

Как все начиналось

Все началось с того, что в 1971 году Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы» — как первую часть дилогии, второй частью которой стали «Родственники».

В том же году пьеса была поставлена в Москве — в Театре им. Вл. Маяковского и в Ленинграде — в Театре комедии, а затем и в десятках провинциальных театров. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм. Но все-таки непосредственным толчком, по свидетельству самого режиссера, стала неудачная, на его взгляд, телепостановка комедии — телеспектакль «Сослуживцы» 1973 года. Она и побудила режиссера к тому, чтобы снять полноценный художественный фильм.

Кадр из фильма "Служебный роман"

Съемки «Сказки о руководящей Золушке»

Съемки фильма проводились осенью 1976 года и заняли 63 дня. Снимали картину большими эпизодами с трех камер, что было в новинку для советского кинопроизводства. Актеры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Эльдара Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах.

Так, Светлана Немоляева уже пробовалась на роли Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» и Нади Шевелевой в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» (6+). В числе претендентов на роли в «Иронии судьбы» были также Олег Басилашвили (он был утвержден на роль Ипполита, но во время съемок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (она пробовалась и на главную роль в «Гусарской балладе», и на роль Алевтины в «Зигзаге удачи»). Единственной исполнительницей главной роли, взятой «со стороны», стала Людмила Иванова (на роль Шуры пробовались также Римма Маркова и Нина Агапова).

Светлана Немоляева (кадр из фильма "Служебный роман")

С «Иронией судьбы» связано также и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова. По словам Эльдара Рязанова, Мягкову специально налепили такие усики и очки в грубой оправе, чтобы в начале фильма он производил даже слегка утрированное впечатление «канцелярской крысы» и безынициативного недотепы. Сделать это было довольно непросто, так как за два года до этого актер прославился на всю страну в роли лиричного романтика Жени Лукашина из «Иронии судьбы», но режиссер старался как можно дальше увести образ его нынешнего персонажа от предыдущего.

Алиса Фрейндлих (Кадр из фильма "Служебный роман")

Чтобы не превращать фильм в телевизионный спектакль с действием исключительно в помещениях (как, например, следующий фильм Рязанова «Гараж»), Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также ее пейзажами.

Снег на деревьях с еще зеленой листвой, запечатленный в фильме, выпал в Москве 25 сентября 1976 года. Первоначально в фильме не планировалось подобной сцены, но режиссер решил не упускать этот каприз природы и удлинил фильм на 3,5 минуты.

Действие фильма происходит практически все время в одном здании статистического учреждения. Однако три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы. Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной и Самохвалова, а также рабочий зал учреждения) были сооружены в павильонах «Мосфильма».

Кадр из фильма "Служебный роман"

Благодаря многочисленным актерским экспромтам было отснято намного больше материала, чем вошло в окончательный вариант фильма (почти на 3 серии).

В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин (пробовался Михаил Светин). С ним было отснято много материала, например, как они спорили о том, рожать ли им ребенка, или как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не смог сниматься. В итоге этот персонаж был вообще практически удален из фильма — он только разговаривал с Верочкой по телефону, но даже озвучивал «голос в трубке» Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появляется в фильме эпизодически.

Кадр из фильма "Служебный роман"

Слова песни «У природы нет плохой погоды» были написаны самим режиссером и соавтором сценария, Эльдаром Рязановым (по его словам, в том случае он перебрал массу вариантов стихов известных поэтов, но так ничего и не нашел). Он передал их композитору фильма, Андрею Петрову под видом стихотворения английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать его. Тот не почувствовал «подлога», но когда узнал истинное авторство, то впоследствии во многих стихах знаменитых поэтов, предлагавшихся Рязановым при дальнейшем сотрудничестве, постоянно подозревал стихи самого Рязанова.

Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-78». В концерте она звучит в исполнении Людмилы Сенчиной, так как Алиса Фрейндлих не смогла принять участие в съемках из-за плотной занятости в спектаклях театра Ленсовета.

Кадр из фильма "Служебный роман"

Если во время съемок фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» Андрей Мягков выражал недовольство по поводу того, что Эльдар Рязанов «не разрешил» ему исполнять песни и, в результате, за него пел Сергей Никитин, то в «Служебном романе» с разрешения режиссера Мягков исполнил вокальные партии уже самостоятельно.

К слову, во время съемок Олегу Басилашвили пришлось испытать сильнейший стресс. По сюжету его герой должен был в одной из сцен проехать за рулем до места работы, а актер ни разу до этого не управлял автомобилем. В результате, несмотря на изучение азов вождения, Басилашвили разнес киоск «Союзпечати», но все обошлось без жертв и взысканий.

Внешне героиня Алисы Фрейндлих, Любовь Прокофьевна Калугина, не сильно тянула на начальницу учреждения, но выдавали ее другие примечательные детали. К примеру, квартира в элитном доме, на одной из стен которой висела репродукция картины Амедео Модильяни «Девушка в матроске» (1918 г.).

Кадр из фильма "Служебный роман"

В киноверсии пьесы «Сослуживцы» один из ключевых персонажей претерпел серьезные изменения. Речь идет о секретарше Верочке, которая по изначальной задумке была молодой длинноногой красавицей.

Еще одна примечательная деталь — режиссер позволил актерам свободно импровизировать во время съемок, от этого почти все диалоги получились такими живыми. Однако это также привело к тому, что отснятого материала оказалось гораздо больше, чем нужно для двух серий. Рязанову во время монтажа пришлось избавляться от целых эпизодов и даже ролей.

При этом эмоциональную сцену, где Новосельцев дает пощечину Самохвалову, вырезать не стали. Тем более что далась она тяжело: Мягков никак не мог залепить убедительную оплеуху Басилашвили, несмотря на его уговоры не стесняться. В конце концов разозленный сам на себя Мягков нанес удар сильнее, чем рассчитывал. Этот дубль и вошел в финальный вариант фильма.

Кадр из фильма "Служебный роман"

Превращение фильма в «Служебный роман»

Когда фильм был уже почти готов, возникло ощущение, что название «Сказка о руководящей Золушке» ему как-то совсем не подходит. К тому же это название забраковали и в худсовете, попросив заменить его на менее кричащее. В итоге у Рязанова родился вариант «Служебный роман», который не отсылал к сказке про Золушку и вполне соответствовал советскому реализму. Это название понравилось и съемочной группе, и худсовету, а затем и миллионам зрителей, которые сочли его уместным.

Когда у Эльдара Рязанова спросили, что же такого особенного в этой картине, что зрители готовы пересматривать ее из раза в раз, режиссер пожал плечами и ответил: «Знаете, может быть, все это оттого, что я тогда был безумно влюблен. И эту свою влюбленность каким-то образом транслировал не только актерам, но и всей съемочной группе, поскольку снимали мы в какой-то удивительно теплой атмосфере доверия, доброжелательности и веры в чудо».

Звезда «Папиных дочек» Дарья Мельникова впервые после развода показала нового бойфренда: видео

Любовь Аксенова впервые за долгое время вышла в свет вместе с супругом: видео

Отзыв о фильме «Блиндаж» (16+): как русский и немец из нашего времени отправились в 1941 год

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики

НАУКА

Много где температура воздуха будет выше нормы.

Как сорвался мирный договор между Россией и Украиной в 2022 году

В МИРЕ

И кто виноват в том, что погибли сотни тысяч украинцев.

ВС РФ снова ударили «Кинжалами» по Стрыю Львовской области: чем так важен небольшой приграничный город

В МИРЕ

Местные власти активно напоминают жителям, чтобы те ни в коем случае не снимали последствия прилета: значит, хорошо попали.