Правительство Владимирской области запретило ношение в школах региона хиджабов, никабов (одеяние, закрывающее лицо женщины) и вообще религиозной одежды.
Это решение встретило яростную реакцию со стороны Координационного совета мусульман Северного Кавказа и депутатов Госдумы от Чечни и Дагестана. Самый жесткий из них, депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов, сказал, что по никабам возражений нет. А вот насчет хиджаба, «религиозной обязанности мусульманки», он готов «доходчиво объяснить». Постоянный колумнист «Блокнота» Олег Шеин попробовал разобраться в этой непростой проблеме.
Исламский мир «децентрализован»
Мы привыкли к тому, что у христиан есть единый руководитель. У католиков - римский папа, у православных - патриарх, у адвентистов - президент (да, да, президент!). Но в сообществе мусульман (умме) все построено иначе.
В России имеется ряд самостоятельных структур - Центральное духовное управление мусульман с центром в Уфе, Духовное управление мусульман с центром в Москве и Координационный Совет мусульман Северного Кавказа. От последнего несколько лет назад отделилось Духовное управление мусульман Дагестана, достаточно автономно Духовное управление мусульман Татарстана. Причем иногда происходит переток общин между организациями.
Отличия не только организационные, но и теологические. Многие знают, что есть шииты и сунниты, по разному воспринимающие роль халифа Али или скрытого имама в их вере. Но не все немусульмане хорошо понимают, что у суннитов имеются еще и разные мазхабы, то есть богословские школы. Две из них широко представлены в России: татары и башкиры преимущественно ханафиты, кавказцы - шафии. Каждая школа сформировалась в определенных культурных и исторических условиях. И это мы еще не добрались до ваххабитов, стоящих особняком.
Отсюда и история с накидками для женщин. Их тоже много - паранджа, чадра, химара, никаб, шейла. Хиджаб вопреки распространенному заблуждению вовсе не платок, который можно повязывать как угодно, а определенный стиль. В разных странах он разный. В Иране до смерти была избита девушка, которая неправильно хиджаб повязала.Но это в Иране неправильно, а в Уфе никто бы не обратил внимания.
Как запрещали хиджаб в российских школах
В некоторой части исламской уммы ношение хиджаба, паранджи или никаба является не правом, а обязанностью женщины. Собственно, Адам Делимханов об этом и сказал. Поэтому когда нам рассказывают, что запрет на хиджабы в школах ограничивает свободы, то это лукавство. Он ограничивает обязанности. Школа - не место для реализации религиозных обязанностей. Для этого есть церковь, мечеть, хурул и синагога. Перенос религиозного долга в светское учреждение следующим этапом будет означать требование пересмотра школьных программ.
Собственно, мы это и наблюдаем. Экс-премьер Чечни, а ныне помощник председателя российского правительства Муслим Хучиев в ходе первого заседания Всероссийского родительского комитета заявил, что теорию Дарвина из школьной программы надо убрать. Его незамедлительно поддержали православный миллиардер Константин Малофеев и комиссия по делам семьи РПЦ. Последняя отметила, что эволюционная теория безнравственна. Здесь стоит только начать.
Поэтому еще в 2012 году запрет на хиджабы в школах был введен в Ставропольском крае, и законность такого решения спустя несколько месяцев подтвердил Верховный суд России. В 2014 году ограничения установили власти Мордовии. В 2015 году запрет на ношение одежды с ярко выраженной религиозной атрибутикой был принят в Астраханской области. Запрет поддержал и Владимир Путин в ходе прямой линии в апреле 2013 года. С 2022 года подобные правила действуют в ЯНАО, причем местная администрация прибегает к решительным шагам, добиваясь выполнения установленного порядка.
В общем, Владимирская область не первая. Но «борцы за традиционные ценности» нынче подняли голову и использовали решение тамошних властей для пересмотра принципов светской школы во всей России.
Чем опасен усиление влияние религии в школах
Первую проблему я обозначил чуть выше - религиозный подход конфликтует со значительной частью научных знаний и будет требовать пересмотра программ.
Но есть и еще проблемы.
Палитра этносов, конфессий и культур, бесспорно, обогащает общество. При одном условии: это разнообразие не отвергает общую идентичность, а раскрашивает ее. Поэтому должны быть зоны, свободные от проявления национальных и религиозных форм. Государственное образование одна из них.
Хиджаб для девочки означает, что она идет в школу не как гражданка России, а как мусульманка. Соответственно, если с детства происходит перенос религиозных правил во внешний мир, то и в зрелом возрасте человек будет стремиться распространить свои религиозные стандарты на людей, которые их не воспринимают в качестве своего правила.
Сторонники применения хиджаба в школах даже сами не замечают, как они оценивают тех, кто не использует религиозные маркеры, в качестве людей порочных. Заходим на базовый сайт islam.ru и читаем: «Одетая согласно предписанию девушка обережена от взора посторонних мужчин и подчеркивает своё целомудрие». Стало быть, не одетая по предписанию не обережена и свое целомудрие не подчеркивает. Стоит ли потом удивляться непристойному поведению отдельных (именно отдельных) верующих людей из Центральной Азии, которые понимают разъяснения слишком буквально? Причем в следующем абзаце уточняется, что «если видна часть головы, волосы и шея, то это не соответствует канонам ислама и если её видят посторонние мужчины она попадает под грех». Ну а к грешнику другое отношение, грех должен наказываться, чего уж тут. И если такое прививается с детства, то это создает проблемы всем в будущем.
В этом и возникла проблема мультикультурности в Европе. Новым европейцам не объяснили, что их культурные особенности не делают их лучше другие людей и что надо воспринимать мир во всем его многоцветии, уважая культурные стандарты окружающих, если только окружающие не пытаются вторгаться в твою личную жизнь. Проблема миграции оказалась не в том, что у мигрантов зашкаливающая рождаемость (нет, и это вообще не проблема - США страна мигрантов, например). Проблема миграции оказалась в культурной обособленности, за которой последовала конфронтация и попытка заставить остальное население жить на собственный лад.
А как у соседей-мусульман?
Начнем с Азербайджана. Тамошний президент Ильхам Алиев последовательно и твердо строит светское государство. Если многие памятники советской эпохи демонтированы, то статуя женщины, сбрасывающей паранджу, по прежнему возвышается в Баку на улице Гурбанова.
Азербайджан разный. В Шеки мне приходилось видеть детей, гоняющих мяч во дворе мечети, а неподалеку открываются винодельческие фермы. В Ленкорани над минаретами развеваются красные и зеленые флаги, а в уличных кафе сидят исключительно мужчины с чаем и колотым сахаром. Соседство с огромным Ираном, неофициально воспринимающим Азербайджан в качестве «утраченных исторических земель», заставляет власти с особым вниманием относиться к культурным образцам.
В 2007 году было принято решение запретить приходить в образовательные учреждения в религиозной одежде. Оно было встречено серьезными уличными протестами, вынудившими отменить решение об исключении из школы ученицы, пришедшей в хиджабе. Выждав паузу, спустя несколько лет власти докрутили гайки, на этот раз осудив на серьезные сроки наиболее активных борцов за хиджаб и запретив их организации. Эта линия продолжается весьма последовательно. В этом году власти запретили родителям приводить детей в мечети на священный у шиитов месяц Мухаррам.
Аналогично обстоит дело в Центральной Азии.
В Таджикистане вообще запрещены хиджабы даже для взрослых. Национальные платки - пожалуйста. Хиджабы с закрытой шеей - нет. В Узбекистане с 2009 года хиджабы запрещены в школах южных регионов, а с 2018 года - по всей стране. В Казахстане запреты давно работают в государственных школах, а в этом году распространены и на частные.
РПЦ сомневается
У Русской православной церкви на тему хиджабов в школах мнения разные. Еще семь лет назад юридический отдел Патриархии осудил применение хиджабов в школах. Но тогда же завсектора Синодального отдела Патриархии по работе с Росгвардией Роман Багдасаров высказал обратное: «Граждане нашей страны хотят носить то, что позволяет внешне проявлять свою веру. Им говорят: по закону у нас светское государство. Но Бог выше закона!».
Замглавы Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе сделал заявление о том, что запрет на ношение хиджабов в школах надо предварительно обсуждать с религиозными общинами, то есть по сути обязать власти согласовывать свое решение с конфессиями. «Это уже даже надрелигиозная традиция, я не вижу препятствий для того, чтобы кто-то покрыл голову без какого-то акцента, что это факт принадлежности к религии», - дополнил Кипшидзе. Приветствовала хиджаб в школах и попадья Анна Кузнецова, еще недавно бывшая Уполномоченным по правам ребенка в России, а сейчас перешедшая в Госдуму и ставшая там целым вице-спикером.
РПЦ понимает, что укрепление ее роли в многонациональной стране возможно лишь при условии укрепления роли других конфессий тоже. Если вопрос о хиджабах будет поднят всеми основными Духовными управлениями мусульман, вряд ли РПЦ станет с ними спорить.
Выбор пути
История с запретом никабов и хиджабов во Владимирской области – не о свободе ношения одежды. Она вообще не о свободе, а об обязанности девочки использовать дресс-код, определенный ее родителями из их религиозных предпочтений.
Но предмет куда как глубже и отражает глубокое логическое противоречие, в котором оказались нынешние российская власть и российское общество. Если мы строим общество традиционных ценностей, к которым принадлежит, очевидно, религия, то состав таких традиционных ценностей определяют не депутаты и граждане (граждан, кстати, в традиционном обществе вообще нет, вместо них есть подданные). Состав традиционных, религиозных ценностей определяют священники, имамы, раввины и ламы. Им виднее, являются никаб, многоженство, брак на час или запрет абортов традиционной ценностью или нет. И именно они формируют правила дозволенного и запрещенного в стране.
Если мы строим общество ценностей ХХ века, то оно основано не на традициях старины, а как раз на их пересмотре. Эмансипация женщин, 8-часовой рабочий день, право на пенсии и отпуск, свобода придерживаться религиозных взглядов или публично их критиковать и высказывать атеистические мысли никакого отношения к традициям не имеют. Это выбор изменений в целях развития. Для целей развития что-то берется из прошлого, что-то отвергается. Сама по себе «традиция» при этом не имеет никакой самостоятельной ценности.
Пример Ирана и Афганистана показывает, что свобода религиозного фанатизма (от слова fanum — «священное место, храм») означает не просто лишение свободы всех остальных, но и подмену прогресса реконструкцией выдуманного прошлого, как правило, аскетичного и весьма угрюмого. Атака последних недель на квадроберов, детские сказки, теорию Дарвина и права женщин вполне соответствуют идее обязательного хиджаба для девочек из религиозных семей. Не случайно вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова, жена священника и бывший детский омбудсмен, ранее предлагавшая «защитить» детей от стихотворений Чуковского и Михалкова, заявляет, что хиджаб в школе — это нормально.
Модель «здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачиваем» не пойдет. И чем дальше государство будет проповедовать «традицию», тем увереннее будут себя чувствовать те, кто хочет надеть платок на женщин. И на платке не остановится.
Самое интересное: