«Удар» Ирана по Израилю окончательно подтвердил сложившийся на Ближнем Востоке баланс. «Удар» мы берем в кавычки, потому что после настоящего удара последствия на земле бывают иными.
Равновесие заключается в следующем (и действия сторон его подтвердили) - Израиль способен делать что угодно и в Газе, и в Ливане, и ему за это ничего не будет. Аналогично Иран может обстреливать ракетами Израиль, и никто не может помешать ему это делать. Понятно, что «ничего не будет» - это не буквальное значение, что-то, конечно, будет, как 1 октября, но совсем несерьезное. Как и предыдущая ракетная атака в апреле этого года нынешняя серьезных последствий не имела. Все ракеты были либо сбиты, либо упали в безлюдной местности.
Но, отметим как важный факт, еще три года назад никому и в голову не могло бы прийти ударить столь массово по Израилю. А теперь это повторяется второй раз в течение года, и мир уже смирился с подобной возможностью как данностью. И в этом заключается достижение Ирана. А Израиль, соответственно, уничтожает руководство «Хезболлы», бомбит Бейрут – столицу Ливана, и никакой Иран ему в этом помешать не может.
Печальнее другое – на Ближнем Востоке не видно никаких перспектив на мирное урегулирование, как их не было видно, ни двадцать, ни сорок, ни семьдесят лет назад. С середины 70-х годов новости из Ливана в основном негативные – стрельба, бомбежки, человеческие жертвы, разрушенные дома. И ничего не меняется с течением времени.
До 20-х годов XX века Палестина была тихим и незаметным краем, забытой Аллахом провинцией Османской империи. Никаких национальных, религиозных конфликтов тут не было в принципе. Резня случалась только на территории современного Ливана, тогда - Сирии. Около 90% населения составляли арабы, мусульмане, а также христиане. Они являлись потомками древних арамейцев, которые после VII века н.э. постепенно перешли в ислам и на арабский язык, благо арамейский и арабский очень близки.
Евреи после изгнания римлянами во II веке н.э. в Палестине составляли ничтожное меньшинство населения. Однако в течение XIX века они стали постепенно просачиваться туда из Европы, а когда на рубеже XIX-XX веков возникла доктрина сионизма, эмиграция в Палестину стала регулярной и получила политическую основу.
Забытый, но важный факт, Палестина с начала XIX века была в поле внимания России, и Крымская война вспыхнула как раз из-за соперничества на Святой земле между Россией, Францией и Англией. Но даже несмотря на поражение, Россия сохранила устойчивый интерес и влияние в Палестине, в 1882 было основано Императорской православное палестинское общество, направлявшее туда русских паломников, которые составляли более половины от числа всех пилигримов.
Массовая еврейская колонизация Палестины в начале XX века взорвала ситуацию в этой провинции. Проповедники сионизма совершенно не думали о реакции арабов на резкое изменение этнического состава населения, на экономические и социальные последствия колонизации. Естественно, арабы – как мусульмане, так и христиане, были не в восторге, что на их землях теперь селятся евреи, которые отсутствовали там почти две тысячи лет. Но у сионистов были деньги, организованность и поддержка могущественных западных стран – то, чего не имелось у арабов. Поэтому исход кровавой битвы был предрешен.
Оглядываясь сегодня назад, на историю более чем ста лет сионистской колонизации Палестины(во главе было «Еврейское колонизационное общество») и более чем 75 лет существования Израиля, трудно назвать «успехом» его создание. За это время сотни тысяч человек погибли в бесконечных войнах и продолжают гибнуть, миллионы стали беженцами, атмосфера на Ближнем Востоке отравлена ненавистью и недоверием.
Собственно, «законного» в существовании Израиля только одно – резолюция ООН от 1947 о создании двух государств в Палестине и проведенная им граница. Но арабы с самого начала отвергли это решение – его принимали государства, не имеющие отношения к Палестине, не спросив их мнения. Почему арабы должны были его исполнять? Они получили только 43% оспариваемой территории, а Израиль – 56%, причем он получил такие чисто арабские земли как пустыню Негев, в результате чего весь арабский мир был расколот надвое сплошной еврейской территорией от Средиземного моря до Красного. Но дело даже не в процентах и границах, а в самом принципе – приезжают эмигранты, говорят, что 2000 лет назад тут жили наши предки, а теперь будем жить мы со своим укладом и, даже,государством, а вы – подвиньтесь. Такая постановка вопроса с самого начала предопределила и кровавость конфликта, и его продолжительность и принципиальную неразрешимость.
Но в последние 50-40 лет произошли существенные изменения. Если до середины 70-х годов арабские страны старались сохранять единство в противостоянии с Израилем, несмотря на политические и религиозные расхождения, то сегодня о было антиизраильском фронте остались одни воспоминания.
США удалось расколоть арабский мир, заставить выйти из противостояния с еврейским государством основных игроков, в первую очередь богатейшие монархии Персидского залива и Египет. Саудовской Аравии и ОАЭ, например, ничего не стоило бы закупить самое современное ПВО для Ливана. Но Вашингтон никогда не позволит этого сделать, не говоря уж для палестинцев.
Поэтому Израиль может сколько угодно безнаказанно уничтожать с воздуха организации сопротивления в Газе и в Ливане. Те же саудиты и Эмираты со своими ресурсами могли бы на двоих в кратчайшие сроки создать атомную бомбу – для уравновешивания израильского ядерного оружия, но тоже боятся даже подумать о чем-то подобном. Собственное благополучие для них превыше всего. И на этом сибаритстве монархий Залива Штаты ловко играют.
Поэтому сегодня в регионе крошечный Израиль уверенно побеждает всех, поскольку ему противостоят только одиночки, не имеющие даже своей государственности, как та же «Хезболла». А ни одно соседнее арабское государство не рискнет ничего ему противопоставить.
Вне этой схемы остается только Иран. Но он далеко, сравнительно слабый и уязвимый экономически и технологически. Все его союзники, не считая Сирии, это даже не государства, а движения, как «Хезболла» или хуситы. Израиль делает с Ираном, что только захочет – убивает на его территории ученых-физиков, политических лидеров и т.д. В ответ - ничего. Казалось бы – что стоит Тегерану организовать теракт или покушение на кого-то из чиновников в Иерусалиме? Израиль ведь в отличие от Ирана открытая страна, в год въезжают миллионы туристов. Но нет, оказывается, невозможно.
Подведем итог, очередной виток насилия на Ближнем Востоке показал, что ситуация там привычная, то есть напряженная. Признаков улучшений не наблюдается. Они не появятся, пока не произойдут изменения… во внутренней политике США. Именно они являются той твердыней, на которой стоит Израиль. Откажут они ему завтра в поддержке – за ближайшее будущее Тель-Авива мы не дадим и гроша.
Израиль по здравому смыслу Америке не нужен от слова совсем. Он не поставщик нефти или газа, он не является американской военной базой, не соседняя страна. Причины его поддержки сугубо идеологические – и религиозные фанатики из числа правых, и либералы-радикалы из числа левых вбили себе в голову, что само по себе существование Израиля крайне важно для Америки. Непосвященному объяснить это очень трудно. Казалось бы – нищие арабские подростки с рогатками против новейших израильских танков и самолетов должны вызывать у американцев сочувствие, как современный Давид, борющийся против Голиафа. Антиколониальный дискурс и все прочее.
Но нет. Сочувствие у американцев вызывает не арабский Давид, а израильский Голиаф, вооруженный до зубов. Не маленький и слабый, а большой и сильный. Почему так? Потому что их собственная история напоминает израильскую. Как евреи борются с арабами, так белые поселенцы боролись с индейцами, отнимая у них земли, чтобы расчистить для себя пространство. В израильтянах они видят не колонизаторов-угнетателей, а смелых колонистов, которые строят свой рай на новой земле, подобно тому, как предки нынешних американцев делали это в Северной Америке. Соответственно, в такой картине мира, аборигены только мешаются под ногами. И проблемы Израиля, который вынужден отбиваться от арабов, желающих вернуть свою землю, американцам понятны.
Поэтому, несмотря на нефть, Суэцкий канал и т.д., Штаты всегда будут не за арабские страны, а за Израиль. Религиозные основания для поддержки Израиля, которые обычно выставляют как основные, не кажутся мне убедительными. Ислам ничуть не враждебнее христианству чем иудаизм. На паломничество в Иерусалим и другие святые места можно ездить при любой власти, как ездили американские туристы в XIX веке при турках.
Второй факт, обеспечивающий симпатии янки по отношению к евреям в Израиле, это легализм. Раз ООН решила учредить и признать Израиль, значит, надо выполнять решение. Возражения и протесты не принимаются. Это, примерно, как с Украиной – раз распад СССР по советским границам признали в ООН, значит, пытаться что-то изменить – тяжкий грех. При этом сам Израиль может сколько угодно не выполнять резолюции ООН по захваченным им территориям, «это другое».
В результате перемен никаких пока не предвидится. Арабы будут осуждать словесно Израиль, но не более того. Иран - устраивать показушные залпы множества ракет, не достигающих цели. Израиль – пытаться окончательно решить вопрос Газы и южного Ливана, но по возможности без больших усилий и затрат. Запад – выражать озабоченность и призывать все стороны к миру, но не забывая в 101-й раз прибавлять, что израильские интересы для него – как свои собственные. А Россия будет осторожно дрейфовать в сторону от Израиля, как она это делает сейчас. От былой дружбы и взаимопонимания почти ничего не осталось. Геополитика показала, что две страны находятся во враждебных лагерях. История замкнула очередной цикл.
Последние новости из США и о демократии там читайте здесь, на БлокнотРУ
#США теряет статус сверхдержавы#Новости США
#Выборы в США
#Столица США?
#США столица?
Свое мнение о ситуации в США сегодня и что будет с США через 4 лет публикуйте в комментариях ниже
Самое интересное: