Телеграм-каналы давно превратились не только в инструмент шантажа и вымогательства, но и стали значимым фактором внутренней политики.
Тусовку, связанную с анонимными телеграм-каналами, снова трясет. В Москве арестован бывший полковник Федеральной службы безопасности Михаил Поляков, которого считают администратором таких каналов, как «Кремлевская прачка» и «Силовики», а также еще нескольких, которые пока отрицают какую-либо связь с задержанным. Само по себе это задержание, возможно, и не имело бы никакого особого резонанса. Но дело в том, что оно является уже не первым и, по всей видимости, не последним. И это обстоятельство порождает с одной стороны вал вопросов по поводу того, что происходит, а с другой стороны вызывает сильное волнение на «сером» информационном рынке, который в настоящее время во многом формируется телеграм-каналами.
Повышенный интерес к ситуации вызывает также то обстоятельство, что в различных, в том числе окологосударственных источниках информации, сообщается, что Поляков и некоторые «военкоры», которые также активно работают с телеграм-каналами, могли контактировать с украинскими спецслужбами и работать в их интересах.
«Процесс пошел»
С августа 2022 года в России возбуждено уже несколько уголовных в отношении администраторов целого ряда телеграм-каналов.
9 августа 2022 года стало известно о задержании администраторов нескольких экономических телеграм-каналов, в том числе: «Адские бабки» (автор Александра Баязитова), «Финансовый караульный» (у проекта есть канал на YouTube, ведущей которого была задержанная Ольга Архарова), «Е-магия» и «Небрехня». Арестованные обвинялись в вымогательстве денег у «Промсвязьбанка». Схема работала следующим образом: «админы» просили деньги за мораторий на публикацию негативных постов о компании в телеграм-канале, а затем продолжали публиковать компромат в других каналах, чтобы «клиенты» заплатили за «блок» и там.
В суде одна из подозреваемых, Александра Баязитова, сообщила, что по данным следствия она вымогала деньги у «Промсвязьбанка». Но сама журналистка настаивала, что она только писала тексты на заказ для разных ресурсов в качестве фрилансера и не понимает сути обвинений.
В августе того же года стало известно об аресте троих администраторов «Проект “СКАНЕР”», который занимался раскрытием личных данных российских чиновников и сотрудников силовых структур. Особую пикантность этому «сюжету» придало то обстоятельство, что все задержанные были связаны с медиагруппой «Патриот» бизнесмена Евгения Пригожина. Сам Пригожин тогда сообщил, что работа канала «Сканера» не связана с работой группы «Патриот» и добавил, что обысков на ее территории не было.
И здесь Пригожин?
Однако, обстоятельства дела и проведенного ареста опровергают слова Пригожина.
В начале августа в Питере высадилась большая группа сотрудников ФСБ и СКР, прибывших из Москвы. Они сразу отправились в здание на Приморском проспекте, где находятся офисы РИА ФАН, Патриота, Народных новостей и других проектов, связанных с Пригожиным. Там были проведены обыски, по окончании которых были задержаны три сотрудника «Патриота» - Малушенко, Москвин и Слободенюк. Они оказались админами Проекта Сканер и еще целой сетки телеграм-каналов самой разной направленности. Их доставили в Москву, где предъявили обвинения в том числе по ч. 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество).
«Не имевший» - по словам Пригожина – «отношения к холдингу «Патриот» арестованный Слободенюк до ареста регулярно выступал в питерском баре Street Food на патриотических мероприятиях группы «Патриот». Бар находился через дорогу от главного офиса Пригожина и являлся излюбленным местом «патриотовцев».
Позже, когда следствие уже продвинулось в сборе доказательств вины задержанных, Пригожин поменял свою позицию и поблагодарил ФСБ за то, что «вовремя выковырили» негодяев.
Как выяснилось, задержанные одновременно вели с десяток каналов, как патриотических, так и оппозиционных. При этом «клиентов», прославляемых в патриотических каналах, могли «поливать дерьмом» в псевдооппозиционных каналах. Также псевдооппозиционные каналы использовались для атак на лиц и структуры, которые нельзя было трогать в официальных каналах группы «Патриот». Одним из основных эпизодов в деле стало вымогательство денег у структур «Ростеха» и публикация негативных материалов в отношении директора по особым поручениям Госкорпорации «Ростех» Василия Бровко и его супруги Тины Канделаки.
«Найдутся и те, кто придет за тобой»…
О деле Малушенко, Москвина и Слободенюка особенно активно писал канал «ВЧК-ОГПУ». Но по иронии судьбы в феврале 2023 года он и сам оказался в центре скандала, а его администратор – Александр Гусов – был задержан по делу о вымогательстве.
По версии следствия, Гусов, который также являлся администратором канала «Новый век», сотрудничал с лицами, вымогавшими средства в том числе у бизнесмена Алишера Усманова и депутата Госдумы Андрея Скоча. Однако Скоч и Усманов – далеко не единственные, кого шантажировали телеграм-админы.
Гусова и еще одного обвиняемого – бывшего журналиста «Росбалта» Александра Шварева обвиняют в координации группировки, которая шантажировала многих бизнесменов. По мнению осведомленных источников, «Один из них — предположительно основатель Yota Альберт Авдолян — отдал подозреваемым 12 млн руб».
Эта группа, по информации осведомленных источников, работала по той же схеме, по которой работали и другие арестованные «админы»: «через Гусова Шварев вымогал деньги у крупных бизнесменов и политиков за так называемый блок, то есть отказ от негативных публикаций на контролируемых им телеграм-каналах»: ВЧК-ОГПУ, «Компромат ГРУПП», «Караульный компромата» и «Русский криминал». (Канал «ВЧК-ОГПУ» после ареста Александра Гусова опубликовал сообщение о том, что он не имеет отношение к работе канала).
Адская мясорубка
Мнение о том, что анонимные телеграм-каналы, это что-то вроде хобби, которым в часы досуга занимаются разные близкие к источникам информации менеджеры или несостоявшиеся журналисты – является ошибочным. «Телеги» давно уже превратились в серьезный «рычаг» давления на внутреннюю политику и общественное мнение, а также стали серьезным бизнесом.
Уже после первых задержаний «админов» - которые скорее всего являются просто «прокладкой» - выяснилось, что все они жили «на широкую ногу».
Арестованный сотрудник медиахолдинга Патриот и админ телеграм-канала «Проект Сканер» Александр Слободенюк, по словам источников, за период с 2019 по 2022 год поменял шесть автомобилей, среди которых были даже «новый S класс и заряженный Х7». «Живет в элитной недвижимости в центре Питера. Примерно такая же ситуация и с другим арестованным – Малушенко». – Писали об арестованных админах их «коллеги по цеху».
Медиатехнолог Ольга Архарова, арестованная по делу хозяйки «Адских бабок» Александры Баязитовой, так, не стесняясь, позиционировала сама себя в публичном пространстве: «Ольга Архарова — медиатехнолог, интернет-предприниматель и хозяйка сеток анонимных каналов, которые вы все знаете, — наконец стала вести и свой авторский канал . Безудержный шик, наряды Сен-Лоран, духи, драгоценности и красивые фотографии, ироническая полемика с современностью и острое политическое злословие».
«Королеву Телеграмма» Ольгу Архарову арестовали в элитном жилом комплексе Millenium Park, где проживала «светская львица», известная под ником «Мясорубка».
«Роскошные огромные офисы, дорогие подарки, хорошие машины», - так охарактеризовал образ жизни «админов» «Нового века» и «ВЧК-ОГПУ» источник «Блокнот» знакомый с ситуацией.
Реальные сроки и закрытые процессы
29 мая 2023 Хамовнический суд Москвы приговорил Евгения Москвина, Алексея Слободенюка и Владислава Малушенко к восьми годам колонии строгого режима по делу о вымогательстве у телеведущей Тины Канделаки и ее мужа, директора по особым поручениям Госкорпорации «Ростех» Василия Бровко. Об этом сообщила пресс-служба московских судов. Такой срок для них запрашивало обвинение. Кроме того, они должны будут выплатить 500 000 рублей штрафа. Все трое в итоге были признаны виновными в вымогательстве, совершенном организованной группой лиц (пункт «а» часть 3 статьи 163 УК).
6 июля Басманный суд Москвы закрыл от общественности процесс по делу журналистки Александры Баязитовой и медиатехнолога Ольги Архаровой о вымогательстве у топ-менеджера Промсвязьбанка Александра Ушакова. «Процесс пройдет в закрытом режиме по ходатайству потерпевшего», - сообщила секретарь суда.
Еще одна фигурантка Инна Чурилова пошла на сделку со следствием, дала показания, после чего ее перевели под домашний арест, а дело было выделено в отдельное производство. Накануне суд приговорил ее к четырем годам условно.
Следствие в отношении Александра Гусова – «админа» каналов «Новый век», и по некоторым сведениям бывшего соучредителя канала «ВЧК-ОГПУ» продолжается, сам Гусов находится в СИЗО.
Преступники или жертвы?
С самого начала «дела админов» у журналистского сообщества и аудитории телеграм-каналов возникло множество вопросов и версий по поводу происходящего. Самая очевидная и популярная состоит в том, что все это является видимым результатом «грызни» спецслужб и околовластных группировок.
«Чемезов, Пригожин, Канделаки, Габрелянов, Ковальчуки, Сечин - во всех этих темах присутствуют эти и другие известные имена. И так или иначе именно они являются реальными владельцами самых влиятельных телеграмм-каналов. Раньше они просто «мочили» друг друга в информационном поле. Сейчас война вышла на новый уровень». – Поделился с «Блокнотом» своим видением ситуации медиатехнолог, знакомый с положением дел в этой сфере.
Не менее распространенная версия выглядит следующим образом: «админы и независимые журналисты потеряли ощущение реальности и «попутали берега», поэтому было принято решение их «скорректировать».
«Конечно никто не верит, что милая добрая толстушка Саша Баязитова, которая тяжело болеет и жила с мамой и кошками, может быть организатором ОПГ, которая шантажировала крупный бизнес и получала какие-то огромные деньги за «блоки на негатив». Скорее всего, если что-то подобное и было, то Сашу просто «использовали втемную», понимая, что журналист и блогер никогда не откажется от публикации какого-то эксклюзива». – Рассказала «Блокноту» сотрудница федерального издания, в котором работала Александра Баязитова.
Однако в реальности всё может быть сложнее. «Блокнот» пообщался с бывшим сотрудником ФСБ, занимающимся в настоящее время частной практикой.
«В 2022 году я работал с одним из региональных топ-чиновников, в отношении которого велась длительная информационная кампания по дискредитации, в том числе в телеграм-каналах. Когда я неформально обратился к своим бывшим коллегам с тем, чтобы узнать их мнение в отношение некоторых персоналий на этом рынке, эта информация каким-то образом стала известная – и в итоге было служебное расследование и все «получили по рукам». Потому что, как выяснилось ФСБ плотно занималось этой темой, и как раз готовились первые задержания». – Рассказал источник «Блокнота» на условиях анонимности.
Собеседник «Блокнота» высказал предположение, что телеграм-каналы стали представлять опасность не только для представителей власти, чиновников или каких-то влиятельных бизнесменов, но также стали угрозой национальной безопасности.
«Каждый анонимный телеграм-канал, это «почтовый ящик», в который поступает огромное количество информации от самых разных источников. Крупные политические и бизнес- игроки сливают компромат друг на друга. Подчиненные и обиженные чем-то сотрудники госкомпаний и министерств – мстят своему начальству. И так далее. В результате в руках админов и журналистов оказываются не только «интимные фото» известных людей, но и вполне реальные государственные и военные секреты. И проблема работы иностранных разведок с админами и журналистами телеграм-каналов – совершенно не надуманная вещь». – Рассказал источник «Блокнота».
«Телеграм-каналы давно превратились не только в инструмент шантажа и вымогательства, но и стали значимым фактором внутренней политики. Любые региональные конфликты начинаются с «раскачки» и разогрева аудитории в телеграм-каналах. Вспомните «мусорные бунты» в регионах, конфликт вокруг шихана Куштау в Башкирии или события связанные с «военным мятежом» 23-24 июня. Каналы сегодня используются в широком спектре задач по дестабилизации ситуации в стране. Это социального недовольства. Дискредитация власти. Поддержка разного рода неформальных групп с сильным деструктивным потенциалом. Понимая это, государство поставило задачу: «выжечь этот гадюшник». Мы наблюдаем за тем, как это происходит». – Высказал свое мнение источник «Блокнота».