
Присутствие России в регионе играет решающую роль из-за неопределенности относительно будущего российских баз в Сирии.
Россия и Судан договорились о создании военной базы на Красном море. Ранее построить там базу долгое время планировала Турция, однако правительство Судана отдало приоритет России, - сообщает турецкое издание Haber7.
Как стало известно, о создании российской военной базы договорились министр иностранных дел Судана Али Юсеф Шариф и Сергей Лавров. При этом глава МИД Судана Али Юсеф по итогам переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым подчеркнул, что стороны «достигли полного взаимопонимания».
России весьма успешно удалось перехватить инициативу у Турции, - пишет Haber7. Соглашение о строительстве турецкой базы на суданском острове Суакин было подписано несколько лет назад во время правления бывшего президента Судана Омара аль-Башира. Однако после военного переворота в этой стране договор был приостановлен, и начались переговоры с Россией, которые привели к предварительной договоренности о создании российской военной базы в Судане.
И сейчас суданские власти дали ход соглашению с Россией о военной базе. Глава МИД Судана, встретившийся со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, отметил, что этот вопрос входил в повестку дня переговоров в Москве, и добавил, что никаких споров по соглашению нет, «процесс находится на стадии утверждения».

Почему военная база в Судане важна для России? Расположенный в Африке Судан относят к государствам Ближнего Востока. Государство привлекает внимание крупных военных держав своим стратегическим расположением в районе Африканского Рога, на побережье Красного моря. Как отмечают СМИ, создание Россией военно-морской базы на Красном море может изменить военные и экономические балансы в регионе.
К слову, на эту базу может быть переброшена военная техника и личный состав с российских баз в Сирии, которые после смены режима в этом государстве, оказались в подвешенном состоянии. И, если в Сирии Турции удалось сместить Асада и навести свои порядки, то в Судане, в свою очередь, у России получилось подвинуть интересы Турции. Как говорится, «один-один», - отмечают эксперты.
Как отмечает Haber7, «в прошлом году суданский генерал заявил, что Россия запросила заправочную станцию на берегу Красного моря, а взамен предложила суданской армии оружие и боеприпасы». Причем, глава МИД Судана Шариф подчеркнул, что база не представляет угрозу ни для одной страны.
При этом глава МИД РФ Сергей Лавров еще в 2023 году говорил о том,что соглашение о создании российской базы в Судане находится в процессе ратификации. И теперь, судя по всему, процесс пошел.

Как известно, в 2017 году между Турцией и Суданом было подписано 22 соглашения. Достигнутые договоренности включали, в том числе передачу Турции острова Суакин, который считается воротами в Африку.
Однако вскоре после заключения договоренностей с Турцией в Судане произошел госпереворот. В итоге, вопреки желанию Эрдогана, соглашение с Турцией было приостановлено. При этом новые суданские власти предпочли вести переговоры о создании военной базы нс Россией.
Что означает для России военное присутствие в регионе? Как известно, Россия во время гражданской войны в Судане поддерживала тесные контакты, как с армией, так и с другими вооруженными группами, и выстраивала дипломатические отношения с властями африканского государства.

По мнению экспертов, присутствие России в Судане играет решающую роль из-за неопределенности относительно будущего российских баз в Сирии.
Как ранее заявил российский военный эксперт Владимир Гундарев: «Это регион, где переплелось множество различных интересов арабских государств, США, Франции... Российский объект в Судане сможет иметь на своей территории до 300 гражданских и военных специалистов. Одновременно там смогут находиться до четырех кораблей, включая те, что имеют ядерные энергетические установки, а также средства противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы».
Новая военная база в Судане даст Москве значительное стратегическое преимущество в Красном море. К тому же, как известно, на северо-западе Судан граничит с Ливией, которая также представляет для России стратегический интерес.