Президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов рассказал «Блокноту» о готовящейся «пищевой революции»
3 июля телеканал Россия-24 в эфире программы «Диалог» показал беседу главы Роспотребнадзора Анной Поповой с известным ресторатором Аркадием Новиковым .Внимание к дежурной, в общем-то, передаче одного из федеральных телеканалов вызвала разлетевшаяся по СМИ фраза Анны Поповой про «индекс несъедаемости» в школьном питании.
В январе 2020 года в ежегодном Послании Федеральному собранию президент России объявил о введении бесплатного горячего питания для младших школьников. Уже в марте был принят необходимый Федеральный закон, и с 1 сентября текущего года эта важная мера социальной поддержки семей с детьми должна начать работать. О том, что уже сделано и что еще предстоит, говорили в эфире два уважаемых и грамотных человека.
Беседа не предвещала сюрпризов уже хотя бы потому, что позиции ее участников известны в сфере школьного питания давно. Аркадий Новиков и другие бизнесмены (например, Вадим Дымов и Олег Лобанов) еще в далеком 2007 году проявляли интерес к школьному кейтерингу. Тогда, на волне приоритетных национальных проектов, был реализован масштабный федеральный эксперимент по совершенствованию питания учащихся. К сожалению, за рамки эксперимента попытка не вышла и к системным изменениям не привела.
Наверное, во многом поэтому и профессионалы общественного питания не увидели перспектив для своего участия в этом бизнесе. Несовпадение идеологии оказалось непреодолимым препятствием для массового превращения унылых школьных столовок в современные кафе. По крайней мере, такое убеждение осталось у многих рестораторов и поныне.
Позиция же единственного профильного федерального ведомства, погруженного в вопросы школьного и вообще любого организованного питания, тоже предсказуема и стабильна. Лозунг «Не отрави!» можно разместить над каждым заведением общественного питания. В школьной столовой этот принцип и подход возведены в степень. Однако безопасное и приготовленное по всем канонам питание дети часто отказываются есть. Все, а точнее - половина трудов и денег идет в отходы. Ситуация существует годами, но мало кого по-настоящему заботила.
Философские термины использованы здесь не для тонкого язвительного укола. Два различных подхода в философии предполагают либо неизменность неких базовых принципов, либо наоборот, их взаимное влияние и изменение, тот самый диалог для развития. В школьном питании под страхом строгого наказания долгие годы царила метафизика.
Предполагаю, что и на практическом, и на философском уровне собрались воедино многие лишь с виду незначительные факторы. Запрос на изменения существует давно и на многих уровнях. Регуляторная гильотина в числе своих первых целей выбрала именно СанПиН (санитарные нормы и правила) – имеющий уши да услышит… Ну, а школьная столовая и тарелка – более чем актуальные и очень наглядные для общества сферы таких улучшений.
Если отвлечься от высоких материй, то более простым объяснением может стать первое в истории современной России выделение денег непосредственно в тарелку младшим школьникам. Более 43 миллиардов рублей ежегодно. Из федерального бюджета. Каждому ученику начальной школы. По всей стране. В соответствии с обязательной нормой, которую еще предстоит установить и обосновать. И норму замен одних пищевых продуктов другими также.
На смену пестрой картине местечковых трактовок и решений вокруг за около питания детей приходит новая эпоха. Эпоха возвращения государства в сферу школьного питания. Она потребует уже не рассказов о том, что было сделано, а достоверных и подтвержденных результатов в качестве отчета. Контроль за этими результатами и процессами тоже будет иной, на самом высоком политическом уровне. И это уже государственная диалектика.
Поэтому и начинают меняться привычные, но безнадежно отставшие от современной жизни правила. Хочется надеяться, что поменяется и стиль поведения, и умение не использовать должность как аргумент правоты. Школьная тарелка в этом смысле и в этом качестве – абсолютный показатель.
Новый подход к оценке эффективности принимаемых государством мер в сфере организации здорового питания школьников заслуживает безусловного одобрения и поддержки. Пока непонятно, как именно будет формироваться и «работать» предлагаемый индекс. Над этим еще предстоит серьезно работать специалистам и экспертам отрасли с широким привлечением общественности, прежде всего детей и их родителей. Ведь индекс – не самоцель, а инструмент развития и показатель улучшений. Заслужить высокую оценку детей - самого привередливого потребителя – новому школьному питанию еще только предстоит.
Шаги в этом направлении уже делаются во многих регионах России. Так, в нескольких школах Ярославля экспертное сопровождение родительского контроля помогло создать эффективную систему улучшения питания. Температура блюд, проверенная бесконтактным термометром, полновесность порций и количество отходов – всего три показателя начали фиксировать неравнодушные родители. Для этого одному из них достаточно по согласованному с администрацией школы порядку регулярно посещать обеденный зал. Результат такого простого, заинтересованного и объективного внимания превзошел самые смелые ожидания всех участников процесса. Эти же алгоритмы можно применить и для предложенного «индекса несъедаемости».
Ребенку не прикажешь, а обмануть его в питании и вовсе невозможно. Поэтому вкусно и полезно, прозвучавшее как подход и цель, звучит как непримиримое единство для вчерашних реалий системы школьного питания. Два представителя полярных позиций нашли в ходе эфира и общий язык, и даже наметили совместные шаги в ведущейся сложной работе. Станет ли диалектика нормой и основой для этого – это 7 миллионов младших школьников и их родители увидят очень скоро.