У российской авиации все получится, однако перевозить людей надо сейчас.
С 1996 года отмечается Международный день гражданской авиации. Праздник отрасли, без которой невозможно представить современный мир. Речь идет не только о более комфортной жизни и более быстрой коммуникации людей. Например в России свыше 20 тысяч населенных пунктов находятся в районах, где авиация является единственным средством обеспечения круглогодичной транспортной доступности.
Что касается международных перелетов, санкции заблокировали России большую часть неба и усложнили существование и развитие отрасли. Вряд ли в ближайшее время в стране могут появиться новые Boeing или Airbus. Однако это не дает повода думать, что Россия перестанет летать, а будет сидеть и ждать «летной погоды», в смысле отмены санкций. Настало время перейти на отечественную технику. Дело идет со скрипом и тяжело, но главное - сдвинулось с мертвой точки.
Авиакомпании РФ
По данным «Аргументов недели», в России сегодня 110 авиакомпаний, имеющих сертификаты для осуществления коммерческих воздушных перевозок. Большая часть у «Аэрофлота». В 2021 году авиакомпании перевезли на международных линиях 23,5 млн пассажиров, а на внутренних почти в три раза больше - 87,5 млн пассажиров. У авиаперевозчиков даже составлен план на ближайшее будущее. Так, к 2025 году объем пассажиров на внутренних линиях составит более 92 млн человек, а к 2030 году - перевалит за 104,5 миллиона.
470 самолетов произведены в РФ и бывшем СССР. Это известные всем «Сухой Суперджет 100», Як-42, Ан-24, Ан-26... Санкции, судя по всему, Запад отменять не собирается, так что рассчитывать придется на свои силы. Но нехватка ощущается уже сейчас. Так, на то, что самолетов недостаточно пожаловалась авиакомпания «Аврора», которая была создана по указу президента для обслуживает свыше 20 льготных маршрутов, связывающих крупные города с труднодоступными частями макрорегиона. На февраль в авиапарке компании было 90 лайнеров, 13 из них канадские, еще свыше сорока — Airbus, Boeing, Aircraft Industries и другие. После санкций Канада отказалась поставлять запчасти к своим самолетам. И многие из них стоят в ангарах. Перевозчик вынужден привлекать чужие воздушные суда, чтобы не прекращать полеты. В работающим самолетам стали относится более бережно, наладили поставки деталей для обслуживания через другие страны. Правда, в компании секрета не выдают. Если учесть, что все предприятия нумеруют каждую деталь, то отследить ее передвижение очень легко. Но секрет есть секрет.
А вот после 2024 года в «Авроре» рассчитывают пополнить парк новыми Superjet, Ил-114, L-410 и «Байкал».
Многие эксперты сокрушаются, что процесс импортозамещения небыстрый, особенно в такой отрасли, как гражданская авиация. В частности председатель комиссии по гражданской авиации Общественного Совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов сетует, что за 30 лет загубили местную авиацию практически до нуля, причем со всех сторон.
«С одной стороны, наши министры уничтожили отечественное самолетостроение. В 1990 году в мире было только две великие самолетостроительные державы — СССР и США. Но затем наше самолетостроение было загублено, и мы перешли на эксплуатацию Boeing и Airbus», - рассказал Смирнов «Свободной прессе».
Заслуженный пилот считает самым важным сейчас, чтобы российские министры сосредоточились на задании президента и начали выпускать самолеты не поштучно, а сотнями.
«Необходимо развивать заводскую инфраструктуру. У самолетов тысячи комплектующих, их нужно где-то производить. Значит, нужно восстанавливать разрушенные авиационные заводы, нужно найти инженеров и техников, которых осталось совсем немного, нужно готовить новых специалистов», - высказал предложения специалист.
«Аргументам недели» европейский эксперт по вопросам гражданской авиации Викторс Зариньш сказал, что России удастся рано или поздно заместить импортные «крылья», только вот надо думать о том, как сейчас перевозить пассажиров. Решение он видит в восстановлении в гражданской авиации старых российских самолетов.
«Поясню. Уральский завод, без сомнения, может продолжить изготовление L-410 и это прекрасно! Далее, если продолжатся работы над самолетом ТВРС-44, за основу которого был взят самолет L-610, то это великолепно! Насколько я знаю, то сегодня ведутся работы над восстановлением ЯК-42 и это хорошо! А если пассажирам нужно летать на более длительные расстояния, то что тогда? Я долго размышлял над этим, и у меня родилась мысль - есть самолет ИЛ-96 300/400, к сожалению таких самолетов осталось совсем мало - жаль. Есть еще самолет, который во времена СССР совершал дальнемагистральные рейсы, ИЛ-62... Почему бы не взять этот самолет? Только вместо четырех двигателей поставить два НК-93? И мы получим совершенно новый самолет!» - перечислил несколько вариантов эксперт, который начинал свой путь в гражданской авиации в России.
Изучив открытые источники Зариньш выяснил, что, к примеру, в разных городах России стоят сотни забытых всеми L-410.
Все эксперты в один голос утверждают, что «эффективных» менеджеров пора заменить настоящими специалистами, а главное - болеющими за общее дело не на словах, а на деле.