Для режиссера Эльдара Рязанова картина «Вокзал для двоих» стала киноисторией, завершающей трилогию фильмов о любви.
Отечественная мелодрама «Вокзал для двоих», снятая режиссером Эльдаром Рязановым и вышедшая на экраны в 1982 году, полюбилась миллионами советских, а затем и российских зрителей, и до сих пор является картиной, которую хочется пересматривать.
Фильм рассказывает о столичном музыканте Платоне Рябинине, который волей случая отстал от поезда и оказался в чужом городе без билета, денег и паспорта. В привокзальном ресторане он знакомится с официанткой Верой, ссора с которой постепенно переходит в любовь и резко меняет судьбы обоих.
Главные роли в фильме исполнили Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Однако мало кто знает, что во время съемок Олегу Басилашвили на протяжении месяца пришлось жить в самой настоящей колонии и находить общий язык с матерыми заключенными. Об этом среди прочего мы и поговорим далее.
Как все начиналось
Для режиссера Эльдара Рязанова картина «Вокзал для двоих» стала киноисторией, завершающей трилогию фильмов о любви. Первыми двумя были «Ирония судьбы или С легким паром!» (6+) и «Служебный роман» (6+). По мнению режиссера, все эти киноленты рассказывают по сути одну и ту же историю о том, как в стремительной, быстротечной жизни два прекрасных, но не очень везучих человека находят друг друга.
Примечательно, что роль пианиста Платона Рябинина, который во время отбытия в колонию влюбляется в простоватую официантку Веру, досталась Олегу Басилашвили без проб. В свое время Эльдар Рязанов дал актеру письменную расписку, что будет снимать его в каждом своем фильме. И хотя она была в большей степени шуточной, режиссер любил работать с Басилашвили и по возможности с удовольствием давал ему роли в своих картинах. В данном случае сценарий «Вокзала для двоих» писался сразу «под Басилашвили», поэтому других претендентов на роль пианиста Рябинина быть просто не могло.
Главную же героиню Веру изначально должна была сыграть более молодая актриса, но режиссер решил не рисковать и пригласил на роль Людмилу Гурченко.
Сценарий на основе двух реальных историй
Над сценарием к фильму Эльдар Рязанов работал совместно с Эмилем Брагинским. Они положили в основу фильма две реальные истории. Первая произошла со знаменитым советским композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он уступил место за рулем своего автомобиля известной актрисе, в которую был влюблен. Поездка закончилась трагически: она сбила пешехода. Таривердиев взял вину на себя, был осужден на два года, но амнистирован еще до перевода в тюрьму.
Второй случай произошел с поэтом Ярославом Смеляковым. Когда он отбывал срок в лагере, его отпустили под расписку навестить товарищей, и все трое после застолья проспали будильник. Чтобы Смеляков не опоздал к утренней поверке и не был наказан, друзья тащили поэта на себе.
Съемки
Из погодных соображений фильм снимали с конца. На первый съемочный день пришлась сцена, где герои Платон и Вера бегут по снегу с тяжелым аккордеоном к воротам колонии. И далась она актерам с большим трудом: на улице было −30 градусов, а им нужно было на крупном плане продемонстрировать широкий спектр эмоций — отчаяние, любовь, надежду. Трудность представляло еще и то, что актеры познакомились друг с другом за два часа до начала съемок.
Финальная сцена снималась следующим образом: актеры бежали по заснеженной дороге, а оператор с камерой сидел в санях, которые тащили пять человек. Чтобы ускорить процесс, в сани впрягся и сам Эльдар Рязанов.
В кадре актеры часто поскальзывались, падали, ползали на коленях, вставали и снова валились с ног. Все это снимали естественно без помощи каскадеров или специальной экипировки, поэтому актеры обзавелись парочкой внушительных синяков. «У Гурченко после этих съемок были вдрызг разбиты обе коленки», — вспоминал впоследствии Эльдар Рязанов.
Однако больше всего у актеров не ладилось с любовными сценами. Так, из-за эпизода, когда Платон в купе целует Веру, чуть не сорвались съемки всего фильма. Басилашвили не понравился написанный для его персонажа текст, о чем он открыто заявил режиссеру. Ситуацию спасла Людмила Гурченко: актриса переделала диалог, и поцелуй отложили на другую сцену.
«Со мной не соглашались, и я просто ушел со съемки. Думал, что меня убрали, и кто-то будет другой играть, но через два дня последовал звонок. Я пришел, и Люся мне дала текст: она сама его написала. С тех пор у нас началась действительно взаимная теплая дружба»», - вспоминал Олег Басилашвили.
Никита Михалков, сыгравший в фильме проводника Андрея, любовника Веры, шокировал всех своей отменной импровизацией во время съемки хулиганской сцены в ресторане. Вот только она не соответствовала сценарию. После этой сцены получалось, что возлюбленный героини — слабак. Выход нашла Людмила Марковна, предложившая, чтобы Рябинин подошел к Вере и тихо спросил: «Тебе очень стыдно за меня, да?» Идея была в том, что Вера будет любить его любым — слабым или сильным.
Добавила в фильм красок и актриса Нонна Мордюкова, исполнившая роль «дяди Миши». Она сама создала интерьер жилища советского спекулянта — шикарный и безвкусный. Был там и импортный видеомагнитофон, к которому прилагались кассеты с зарубежной эстрадой. Невиданный по тем временам дефицит.
Проживание Басилашвили в колонии
Олег Басилашвили около месяца прожил в колонии для несовершеннолетних в Икше, где снимали тюремные сцены. Заключенные долгое время не принимали актера, то и дело старались как-то задеть его и даже ударить, ждали от его присутствия неприятностей. Исполнитель роли Платона пытался наладить отношения, потихоньку делился «пайкой» с арестантами из массовки, и вскоре враждебность прошла.
Позже Басилашвили рассказал, что во время съемок у него даже был советник из числа заключенных. Тот учил актера, как ведут себя люди в местах заключения, но взамен попросил упомянуть его в фильме. Басилашвили не забыл об этой просьбе, и в сцене, когда героиня Людмилы Гурченко пытается разбудить возлюбленного, он сквозь сон говорит: «Онофренков, кончай!» Это была фамилия его наставника.
Кстати, осужденные стали первыми зрителями фильма после его окончательного монтажа.
В мае 1983 года лента была показана в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, а в 1984 году фильм получил приз и почетный диплом Союза чехословацко-советской дружбы. В мае 1984 года картина была признана «лучшим фильмом года» читателями журнала «Советский экран».
Помимо этого Людмила Гурченко была названа «Лучшей актрисой года» за исполнение роли официантки Веры, Олег Басилашвили был назван в числе «Лучших актеров года» за исполнение роли пианиста Платона, а Никита Михалков был назван «Лучшим актером эпизода» за исполнение роли проводника Андрея.
Вот уже более 40 лет картину «Вокзал для двоих» преследуется поистине всенародная любовь.