Народные волнения в Мали и военный переворот в Гвинее стали следствием ослабления французского влияния в Африке, считает африканист Александр Зданевич.
По словам специалиста, за последние три десятилетия Париж потерял позиции на континенте. От некогда успешной колониальной политики не осталось и следа. Однако заинтересованность в африканских партнерах осталась, поэтому Елисейский дворец стремится влиять на регион.
Тем временем жители континента на взаимовыгодное сотрудничество с Францией уже не рассчитывают и ищут новых союзников среди мировых держав.
В течение последних недель Мали и Гвинея стали свидетелями народных бунтов, приведших к свержению профранцузкой власти. Граждане ранее неоднократно призывали решить проблему присутствия вооруженных группировок, коррупцию в правительстве и экономический кризис.
Зданевич считает, что восстания, наблюдаемые сейчас в регионе, не стихийные явления. К возникновению каждого движения привела череда событий.
«Ошибкой было бы думать, что полковник Мамади Думбуйя, возглавивший движение в Гвинее, в один день решил, что необходимо все изменить в стране. Это либо вершина айсберга, либо ее основание. А дальнейшее развитие событий для аналитиков, у которых хватает времени и терпения для выяснения, кто заинтересован во всем этом. И тут зачастую проступают интересные коллизии, которые выводят нас на уровень геополитических или региональных раскладок», — заявил специалист.
Африканист вспомнил о призывах жителей Бамоко и Конакри, которые попросили Россию урегулировать проблемы с безопасностью в регионе. Послание поступило после признания успеха деятельности российских инструкторов в ЦАР. Тогда россияне по запросу официальных властей обучили местную национальную армию.
Александр Зданевич указал и на просчеты в политике западных держав в отношении континента.
«Африка молодеет с каждым годом. Об этом специалисты знают и говорят, но их мало кто слушает. Огромный процент молодежи, которые не имеет никаких социальных навыков — нет работы, нет перспектив. Это по сути большой котел, который рано или поздно может взорваться. Мы видим к чему это привело в Ливии 10 лет назад», — объяснил эксперт.
По его словам, подход Москвы, отрицающий деструктивное влияние извне, встретил положительную реакцию у африканских лидеров.
«В этом смысле позиция России в Африке последовательная и четкая. Мы не работаем с нелегитимной властью, стараемся всегда договориться и, как сказал когда-то президент РФ Владимир Путин на саммите, «позволяем африканским лидерам принимать свои решения и нести за них ответственность». Для них это новое. Обычно к ним шли с предложением, а Россия дала возможность им самим решить свою судьбу. Это может являться одной из причин, почему полковник Думбуйя первым пригласил именно чрезвычайного и полномочного посла РФ в Гвинее Вадима Разумовского», — сказал Зданевич.
При этом, эксперт отметил, что расширить влияние на континенте стремится Турция, которая заинтересована в возрождении Османской империи нового формата. И тут африканским странам предстоит решить для себя, кто предлагает более выгодные условия сотрудничества.
Зданевич положительно оценил действия гвинейского полковника Мамади Думбуйя. В ходе военного переворота в стране, произошедшего 5 сентября, он мирно пришел к власти. Бывший профранцузский президент Альфа Конде находится под арестом.
«В лице товарища Думбуйя мы сейчас видим достаточно прагматичного персонажа. То, что он не устраивает погромов, не вводит чрезвычайных положений и не стреляет по людям из пулеметов — это очень хорошо. И поддержка со стороны народа также идет ему на пользу. Полковник, по всей видимости, сделал выводы из событий прошлых лет в той же Зимбабве, где правительство решило не устраивать бойню с активистами, а урегулировать вопросы мирным путем», — подытожил специалист.
При этом российские официальные лица ранее предупреждали о нарастании нестабильности в Африке на фоне попыток внешних игроков провести передел континента без учета интересов местного населения. В частности, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев заявлял, что в регионе начался новый виток борьбы за природные ресурсы. В свою очередь министр иностранных дел Сергей Лавров настаивал на необходимости усилить безопасность перед угрозой хаоса из-за действий иностранных акторов.