
Политолог Сергей Станкевич рассказал о важной сделке между Евросоюзом и Китаем
30 декабря ушедшего 2020 года между Евросоюзом и Китаем было подписано поистине эпохальное торгово-инвестиционное соглашение. Работа над соглашением длилась почти семь лет, но на финише стороны очень спешили. Завершалось председательство Германии в Совете ЕС, а полномочия на закрытие сделки были именно у Совета. Кроме того, после инаугурации 20 января в сделку мог вмешаться новый президент США Джозеф Байден. Пока он по закону не имеет права открыто вмешиваться в политику. Но его ведущие помощники-советники выражали крайнее недовольство поспешным финишем переговоров. Об эпохальности соглашения – в авторской колонке политолога Сергея Станкевича.
Китай, тоже предвидя новые трудности, пошел на ряд уступок, чтобы успеть заключить соглашение при Германии и до воцарения Байдена. Это удалось.
Сделка Китая и ЕС закрепляет два важнейших тренда: стратегическую автономию Евросоюза от Вашингтона и сдвиг центра мирового экономического развития в Азию.
В 2020 году Китай обошел Соединенные Штаты в качестве крупнейшего торгового партнера Европейского союза: торговый оборот Китая и ЕС еще до октября составил рекордные 590 млрд. долларов. Теперь отрыв будет только расти.

Китай обязался открыть беспрецедентный уровень доступа на свои рынки для инвесторов из ЕС, сняв большинство из действовавших ранее ограничений. Первыми ощутят преимущества европейские автомобилестроители. Новое крупнейшее предприятие откроет в Пекине концерн Даймлер уже этой весной. Существенные льготы получит европейский Airbus.
По личному указанию Си Циньпина Китай согласился создать компаниям из ЕС максимально благоприятные условия для инвестиций и производства. Пекин снимает вызывавшее нарекания условие об обязательной передаче чувствительных технологий. Впервые Китай обязался ратифицировать конвенции МОТ, включая запрет принудительного труда. Будет также прекращена практика государственных «секретных субсидий», которая позволяла китайским компаниям нерыночными методами обходить конкурентов.
Небывалые до сих пор возможности получат европейские банки, в том числе для работы на китайских биржах.
Любопытно, что в финальной видеоконференции с Си Циньпином перед подписанием соглашения участвовали Ангела Меркель и Эммануэль Макрон. Этим была не только подчеркнута ведущая роль франко-германского союза в закреплении политики «стратегической автономии». Дело в том, что Меркель, которая завершает политическую карьеру в 2021 году, передает эстафету Макрону, завещая ему закончить эпохальный евразийский пакт.
Весьма объемное соглашение со всеми приложениями предстоит выверить, перевести, обсудить и ратифицировать в Европарламенте. На это может уйти около года. А в первой половине 2022 года председательство в ЕС перейдёт к Франции. К этому моменту Макрон должен быть готов поставить историческую точку в документе, который может обеспечить экономическую и торгово-финансовую интеграцию Большой Евразии.