Фото © «Коммерческие вести»
Марину Степанову, которая проработала замминистра энергетики и ЖКХ в регионе всего пару месяцев, обвиняют в получении взяток на 2,2 млн рублей.
Скандальное коррупционное дело, фигурантами которого стали приближенные омского губернатора Александра Буркова, обрастает новыми подробностями. По случаю ареста одной из обвиняемых — 45-летней замминистра энергетики и ЖКХ областного правительства Марины Степановой — следствие рассказало, в чем конкретно ее подозревают. Сейчас ей вменяют две статьи УК РФ — взятку и коммерческий подкуп.
Кто вообще такая Марина Степанова? Ей 45 лет, она юрист по образованию, окончила Западно-Уральский институт экономики и права в Перми. Карьеру начала в красноуфимской компании «Тепловые сети», откуда перешла в екатеринбургский «Водоканал», а потом четыре года проработала заместителем начальника отдела балансов и реализации услуг тепловой энергии в «Облкоммунэнерго» Свердловской области. Непосредственно до переезда в Омскую область Степанова занимала пост замдиректора по правовым вопросам в севастопольском Фонде содействия капитальному ремонту.
В Омск ее пригласили на должность директора аналогичного местного фонда. Ее чиновница занимала с февраля 2019 года по декабрь 2020 года, а в феврале 2021 года стала заместителем министра энергетики и ЖКХ — куратором направлений, связанных с жилищной политикой, благоустройством и переселением из ветхого и аварийного жилья. Она бодро рапортовала журналистам, что с ее переездом в регион Омская область стала одним из российских лидеров по объему капремонта, и призывала население активнее участвовать в народном контроле за качеством работ.
За бравурными речами крылись совсем другие действия. На обоих омских постах, судя по материалам следствия, Степанова не смогла устоять перед нарушением антикоррупционного законодательства.
Ведая капремонтом, она договорилась с руководством одной стройфирмы, чтобы ей оплатили аренду квартиры в центре Омска, а взамен подписала документы об оплате аванса за выполнение работ, не предусмотренного контрактом.
Та же компания купила чиновнице автомобильные шины и проспонсировала обучение ее сожителя в Уральском федеральном университете им. Бориса Ельцина. Общий объем преступных доходов, полученных Степановой за это время, следователи оценивают в 191 тысячу рублей.
Перейдя на пост замминистра и продолжая курировать капремонт, Степанова получила от той же самой стройфирмы 2 млн рублей — в обмен на беспрепятственную оплату проведенных ею работ и «общее покровительство». Все это предприимчивая женщина успела провернуть в кратчайшие сроки, не проведя в министерстве и пары месяцев.
Сама замминистра не согласна ни с предъявленными ей обвинениями, ни с мерой пресечения, избранной для нее Куйбышевским районным судом Омска, — арест до 11 июня. На взятии ее под стражу настаивало обвинение: дело в том, что Степановой грозит лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, и прокурор опасается, что фигурантка может попытаться от этой угрозы сбежать. Кроме того, аргументом для суда стала возможность чиновницы, оставаясь на свободе, оказывать давление на свидетелей по делу.
Та самая стройфирма, которая так настойчиво фигурирует в деле Степановой, тоже привлекла внимание следователей. Вопросы вызвало то, почему она вообще одержала победу в 18 аукционах фонда капитального ремонта, будучи никому до этого не известной. Называется она ООО «Консультационно-депозитарный центр», и руководит ею бизнесмен Андрей Волосников, который до «сотрудничества» со Степановой занимался исключительно юридическими вопросами, а потом вдруг резко переквалифицировался в ремонтники-строители.
На протяжении многих лет «Консультационно-депозитарный центр», судя по отчетности, систематически терпел убытки, но в 2019 году внезапно вышел в плюс —разумеется, за счет контрактов с омской областной администрацией. Всего за год фирма выиграла 18 аукционов на общую сумму 27 млн рублей и получила 8,2 млн рублей прибыли. Сейчас, по-видимому, начнется выяснение обстоятельств, благодаря которым этой компании вдруг так неожиданно улыбнулась удача.
Напомним, по делу о коррупции в сфере капремонта могут фигурировать также ближайший советник омского губернатора Андрей Жуковский, назначенный с приходом Буркова директором «Омскэлектро» (без профильного образования и какого-либо опыта работы в этой сфере). Его называют «кошельком» главы региона. Под ударом, вероятно, может оказаться и другой советник Буркова — Никита Фролов, тоже «выписанный» губернатором из Екатеринбурга. По крайней мере, фамилии Жуковского и Фролова озвучивали с фамилией Степановой в телеграм-каналах за сутки до официального сообщения силовиков.
Тучи над окружением Буркова сгущаются все сильнее. В начале апреля в федеральный розыск объявили ближайшего друга омского губернатора, бывшего депутата Госдумы фракции «Справедливая Россия», депутата Курской областной Думы Александра Четверикова, которого обвиняют в хищении почти 99 млн руб. в логистической компании «Зерно Сибири» (туда его, как нетрудно догадаться, пригласил Бурков).
Четвериков через соцсети успел заявить, что его товарищ Бурков вымогал у него 200 млн рублей и готов в подтверждение своих слов предоставить правоохранительным органам записи соответствующих разговоров с губернатором.
Не далее как в конце января 2021 года в розыск была объявлена бывшая глава областного Минздрава Ирина Солдатова, которую Бурков, как и других своих протеже, лично пригласил на работу из Москвы. По данным РБК, чиновница, узнав о возбуждении уголовного дела, улетела на Мальдивы, а оттуда перебралась в ОАЭ, где у нее есть недвижимость.
Солдатовой вменяют превышение должностных полномочий — заключение госконтрактов на поставку медицинского оборудования по завышенным ценам. Контрагентами были аффилированные с министром коммерческие фирмы, а средства им перечислялись из тех сумм, которые правительство выделяло на борьбу с коронавирусом. По данным следствия, нанесенный главой Миндзрава ущерб превысил 105 млн рублей.
В 2011 году еще один кадр Буркова — его помощник Леонид Карагод — оказался в центре скандала, разразившегося из-за торговли мандатами депутатов Государственной думы. Он был задержан с поличным, когда передавал 7,5 млн евро в гостинице «Националь». После этого Бурков поспешил объявить, что Карагод уволился по собственному желанию еще неделю назад. Сам же арестованный уверял, что преступная схема была исключительно его собственной разработкой, и никто из «старших товарищей» к ней никакого отношения не имел.