
Политолог – о странностях «ковидной» статистики
В России установлен рекорд по числу умерших от новой коронавирусной инфекции – 232 человека, предыдущие максимальные цифры смертности датируются ещё концом мая. Последние несколько дней статистика заболевших не опускается ниже 13 тысяч человек ежедневно. Наиболее быстрыми темпами вирус распространяется в крупных городах и субъектах Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской и Свердловской областях, что, вероятно, связано с более высокой социальной активностью городского населения, частыми массовыми скоплениями людей. О том, почему в российских регионах все чаще скрывают статистику по COVID-19 – в авторской колонке политолога Николая Евдокимова.
Примерно треть заболевших ежесуточно приходится на Москву (вчера – около 4,5 тысяч человек). Высокие показатели некоторых субъектов севера Сибири объясняются быстрым распространением инфекции среди работающих вахтовым методом. Можно обратить внимание на тот любопытный факт, что в многонациональных республиках Поволжья (Татарстан, Башкортостан) заболеваемость ниже, чем в целом по стране. Так, Башкирия находится по этому показателю на 42-м месте, а ведь по численности населения этот региона занимает 7 место в России, казалось бы, и число заболевших должно быть выше. Такая же ситуация в Татарстане.
Аналогично развивается процесс в республиках Северного Кавказа, но там численность населения существенно меньше, а исламский фактор накладывает отпечаток на модель поведения граждан – сообщества достаточно закрыты, что может препятствовать распространению вируса. Исключение в этом регионе составляет Дагестан, который еще весной упустил ситуацию. Вероятно, отставка главы республики Владимира Васильева в том числе связана с крайне неубедительной работой по предотвращению распространения COVID-19.

Очевидно, что эффективные меры по борьбе с эпидемией – ключевая задача для региональных властей сегодня. Именно от этого зависит политическая выживаемость некоторых глав субъектов.
Такая же тенденция проявляется по показателям смертности. Больше всего умерших с момента начала эпидемии в Москве (5687 человек), Санкт-Петербурге (3275 умерших) и Московской области (1426). Ни в одном другом регионе число умерших не превысило тысячи человек, а во многих субъектах составляет меньше ста. В том числе в упоминавшихся выше Татарстане (70 умерших, 56 место) и Башкортостане (46 умерших, 71-е место). Конечно, столь низкие цифры вызывают сомнение у многих наблюдателей, да и у федерального центра. Действительно странно, когда в одном регионе за весь период умерло 70 человек, а в соседнем, сопоставимом по численности населения и экономическому потенциалу – 624 (Нижегородская область).
Тем не менее, это не отменяет того факта, что сформировалась группа регионов, которая проводит эффективную политику по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Сюда можно отнести, в том числе, и Татарстан с Башкирией, а также Москву, Брянскую область, Ханты-мансийский автономный округ. В этих субъектах смогли найти подход, позволяющий амортизировать многие негативные последствия пандемии.
Способность оперативно реагировать на возникающие вызовы – это то, что будет условием эффективной борьбы с эпидемией. Пока не все губернаторы успешно справляются с задачей, но весенний опыт работы в кризисной ситуации должен помочь в поиске оптимальных путей решения проблемы.
Ранее политолог рассказал «Блокноту» о том, как новая болезнь уже отражается на внутренней политике.
«Блокнот» также сообщал, что статистика по ковиду бьет рекорды лжи.