Заместитель председателя Госдумы, председатель Совета Палаты депутатов СР Николай Левичев (фракция «Справедливая Россия») выступил с программой масштабного развития российской Арктики.
Вице-спикер Госдумы считает, что нынешняя экономическая модель развития страны не работает. Депутат уверен, что нужно проанализировать глобальные конкурентные преимущества России и сфокусироваться на них. При организации грамотной государственной поддержки найденные «точки роста» позволят экономике страны перейти на качественно иной уровень, отмечает Николай Левичев.
Парламентарий указывает, что у России «огромная территория, колоссальные запасы всех видов ресурсов, мощная научная база, творческие, креативные люди», а также страна является естественным мостом между двумя ключевыми регионами – Европой и Азией. Эту уникальную возможность Левичев предлагает интенсивно использовать.
«Проводка кораблей по Северному морскому пути на маршруте из Европы в Японию быстрее, чем через Суэцкий канал, на 20 дней, за счет экономии на оплате фрахта судна, а также сбережения топлива в расчете на один рейс позволяет сократить расходы (при условии трех отправок судна в год) на 18–20 млн долларов ежегодно. Экономия лишь на топливных расходах на рейсе в одну сторону составляет порядка 800 тыс. долларов», - указывает депутат.
Парламентарий отмечает, что транзитные возможности других морских путей между Европой и Азией уже исчерпаны, миру придется развивать Северный морской путь, что уже понимают в Китае и начинают осваивать необходимую инфраструктуру – строить ледоколы, метеостанции, обучать кадры.
По мнению вице-спикера, Россия в Арктике должна использовать уникальное наследство СССР: научную базу, портовую инфраструктуру, крупнейший в мире ледокольный флот.
«В отличие от правительства, бизнес понимает преимущества, которые открывает перед страной использование Северного морского пути. Ведущие компании, такие как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Феско» и другие, строят собственные ледокольные флоты и грузовые суда ледового класса», - отмечает Левичев.
«Бизнес понимает, что Арктика – это точка роста планетарного масштаба, и тот, кто первым займет соответствующую нишу, в будущем будет процветать», - уверен политик.
Николай Левичев приводит цифры: Арктика – это возможность транзита до 15 процентов всего китайского экспорта в Европу, 22 процента неоткрытых мировых запасов углеводородов, 10 процентов всех рыбных ресурсов, 8 процентов леса. Норильское месторождение дает миру до 40 процентов палладия, 15 процентов платины, 11 процентов никеля, без которых современная жизнь невозможна.
Освоение этих ресурсов, уверен Левичев, потребует разработки и применения высоких технологий, поэтому неверно говорить об усилении зависимости России от экспорта сырья. Освоение Арктики стимулирует развитие тяжелого машиностроения и станкостроения, автомобилестроения, судостроения, металлургии, угледобычи и так далее.
В антикризисный план правительства должна быть включена серьезная программа развития Арктики.
«Полномасштабное развитие Арктики должно стать национальной идеей. Мы – великая северная держава, такова наша роль и призвание. Будем же им соответствовать», - резюмирует Николай Левичев.