Сильный ливень, о котором предупреждали синоптики, устроил в городе потоп: машины по капот в воде, люди сидят без света, в театре и на вокзале течет крыша.
Вслед за крымскими курортами, улицы которых из-за рекордных ливней превратились в бурные горные реки, «поплыл» Красноярск. Там о предстоящих обильных осадках было известно за несколько дней, и власти даже распорядились сократить сброс воды на Красноярской ГЭС, но город это не спасло.
В основном затоплены улицы Центрального района, по некоторым с трудом проезжают автомобили, пассажиры рейсовых автобусов выкладывают в Сеть видео затопленных полов салона: вода с улицы захлестывает внутрь через двери.
Крыша областного Театра оперы и балеты не выдержала испытания дождем и протекла, из-за чего обильный поток хлынул с потолка в фойе здания.
Аналогичная ситуация произошла и на железнодорожном вокзале Красноярска: там вода хлещет из всех отверстий в потолке, включая те, где находятся лампы.
В историческом центре Красноярска вода подобралась вплотную к старинным деревянным зданиям, которые совсем недавно были отреставрированы.
В нескольких местах из-за ливня сошли «сели» с земляных склонов над тротуарами и проезжей частью. Между улицами Чернышевского и Брянской разрушен сливной канал, и грязевой поток накрыл легковушку.
Люди, которых потоп застиг вне дома, пытаются выбраться из зоны бедствия на такси – и таксисты предсказуемо взвинтили цены на свои услуги. Впрочем, их можно понять: в некоторых местах вода поднялась уже почти до капотов автомобилей.
Возникли проблемы и с электроснабжением: в историческом центре города обесточены дома на нескольких улицах, и вернуть электричество их жильцам пообещали только к полуночи, причем причина отключения все еще не выяснена.
Большинство горожан, публикующих посты о потопе в соцсетях, негодуют: Красноярск «плывет» от всякого мало-мальски сильного дождя. И перебои с электроснабжением во время ливней – тоже не новость для местных жителей. Каждый год к администрации поступает несколько десятков исков от автомобилистов, чьи «железные кони» пали жертвами подтоплений.
Проблема тут, как и в южных курортных городах, – в плохо работающей ливневой канализации. Ее коллекторы в общей сложности имеют длину около 180 километров, на которых расположены также порядка 6 тысяч смотровых и дождеприемных колодцев – в основном на левом берегу Енисея.
Исторический центр Красноярска (а это один из старейших городов Сибири: он был основан в 1628 году отрядом казаков как военный острог) живет в далеком прошлом.
Улицы там прокладывались в незапамятные времена под гужевой транспорт, они узкие, и ливневок на них не предусматривали в принципе. А теперь проложить там ливневую канализацию крайне сложно: дороги узкие, дома обступают их впритык, причем застройка довольно высокая по сравнению с шириной проезжей части.
Доцент Сибирского федерального университета, кандидат технических наук Вадим Серватинский называет Красноярск крайне сложным с точки зрения развития и реконструкции улично-дорожной сети: город, как и многие крупные населенные пункты в России, строился на берегу реки и был на нее «завязан», а теперь от этого уже невозможно «отвязаться».
Усложняет ситуацию горный ландшафт. Улицы вдоль Енисея довольно ровные, а поперечные идут под уклоном, причем довольно сильным, а это означает «сложные технологические процессы», в том числе и по стоку ливневых вод.
«Начертание центральной части сформировалось, наверное, к середине прошлого века, то есть уже окончательно улицы не менялись, не реконструировались, наверное, с середины 1940-х годов», – добавил ученый. В годы Великой Отечественной войны в Красноярск были эвакуированы многие предприятия, здания которых давно снесены или «преобразованы» – но ливневая канализация рядом с ними осталась, как была.
Еще одна проблема Красноярска – понастроенные там с 1990-х до 2006 года новые микрорайоны (в основном речь о Советском районе города). Застройщики нашли в законе лазейку – их напрямую не обязывали прокладывать ливневки – и активно экономили средства. В результате в «новых» кварталах ливневой канализации нет как таковой.
В начале июня 2021 года мэрия Красноярска организовала тендер и ищет подрядчика для строительства ливневой канализации в центре города за 15 млн рублей. Но, учитывая уровень сложности работ, вряд ли горожане будут спасены от потопов в ближайшем будущем.
Схожая проблема с ливневками – в черноморских курортных городах. В крымских Керчи и Ялте ливневые канализации старые и плохо вычищенные, а системы водоотведения для слива избытка воды из горных рек во время ливней не выдерживают мощных ударов стихии. В результате после обильных дождей по улицам Керчи глава Крыма Сергей Аксенов плавал на моторке в сопровождении «ихтиандров» из МЧС, а в Ялте погиб местный житель: его унесло потоком с улицы в море.
От тех же ливней серьезно пострадала Анапа, где потоки воды разрушили недавно обустроенную пляжную инфраструктуру и затопили центральные улицы. Досталось и Темрюку. Об ударе стихии метеорологи предупреждали заранее – но, как всегда, не угадали на все 100%: по словам ведущего сотрудника центра «Фобос» Евгения Тишковца, воды должно было быть всего лишь «по колено».
Под угрозой во время мощных ливней находится и «олимпийская столица» России Сочи – там при строительстве горнолыжных курортов забетонировали и заасфальтировали внушительные пространства в горах, и с тех пор вода оттуда сходит вниз на город, не имея ни малейшего шанса где-то по пути уйти в грунт.
В августе 2018 года в Лазаревском мальчик из Татарстана, приехавший с бабушкой на каникулы к морю, упал в открытый сток ливневки и погиб. Улица была затоплена водой после очередного «тропического» ливня, и мутный поток периодически поднимался до такого уровня, что открытых ливневок под ним становилось не видно – а расположены они по линии тротуара.
Бабушка мальчика сама прыгнула в ливневку, пытаясь вытащить внука, но он, как выяснили потом следователи, еще при падении сильно ударился головой о бетон, потерял сознание и утонул. Потоком по ливневке его унесло в море, где тело было найдено через несколько часов.
Тогда СМИ много возмущались тем, что к Олимпиаде на Сочи были потрачены миллиарды рублей, однако уже в 2014 году Ростехнадзор нашел там существенные нарушения при строительстве дренажных систем и установке насосов: в частности, слив дренажных вод шел через ливневую канализацию, недопустимо ее перегружая.
На следующее лето после Игр в Сочи за час выпало около месячной нормы осадков, и «олимпийская» канализация показала себя во всей красе: были затоплены железнодорожный вокзал и аэропорт, две тысячи пассажиров застряли в городе вместе с поездами и самолетами.
Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев тогда громко возмущался тем, что «мировой курорт» попал в такую переделку, и упоминал колоссальные суммы, которые были в него вложены. Он обещал предпринять меры, чтобы в Сочи появились «современные ливневки». Но в 2018 году накануне матчей Мундиаля, которые проходили на «мировом курорте», вновь случился потоп – а потом и то «наводнение» в Лазаревском, жертвой которого стал ребенок.