Российские биологи нашли лекарство от рака в черных муравьях

медицинаПрокомментируйте новость
Российские биологи нашли лекарство от рака в черных муравьях

Противораковые свойства обнаружили в редком антибиотике нибомицине, который выделен из штамма бактерий в кишечнике черных муравьев-древоточцев.

Ученые из МГУ и «Сколтеха» обнаружили в кишечнике черных муравьев-древоточцев ранее неизвестный штамм бактерий. Он производит редкий природный антибиотик нибомицин, обладающий противораковыми свойствами.

Идея изучить черных муравьев - древоточцев появилась у исследователей после того, как они подумали: если существует взаимополезное «сожительство» между южноамериканскими муравьями-листорезами и обитающими на их покровах актинобактериями, производящими антибиотики, то такое возможно и у муравьев-древоточцев, распространенных в России.  Об этом РИА Новости накануне рассказала научный сотрудник факультета почвоведения МГУ Юлия Закалюкина.

Уже ни для кого не секрет, что появление супербактерий-микробов, которые устойчивы к действию антибиотиков, превратилось в последние годы в большую проблему. Возникла реальная опасность, что очень скоро все антибиотики могут потерять свою эффективность. Это отбросит медицину в  темные века, когда люди могли умереть от простого чиха.

Вот ученые и решились искать антибиотики в самых казалось бы неожиданных местах - в желудке гусениц, личинках мух, у варанов и крокодилов. Российские ученые расширили число природных «фабрик антибиотиков». Закалюкина вместе с коллегами изучили микрофлору обычных черных муравьев-древоточцев,  строящих муравейники в пнях и древесных останках в лесах средней полосы России. Как и мухи, эти насекомые живут в условиях постоянной «антисанитарии», потому интересно, что помогает черным муравьям справляться с многочисленными атаками микробов.

И нашли: муравьев защищали бактерии рода Streptomyces, производившие антибиотик «неизвестного типа», чьи молекулы быстро убивали колонии «неуязвимого» стафилококка. Изучив его структуру специалисты пришли к выводу, что это нибомицин. Этот природный антибиотик хоть и был открыт  больше 60 лет назад, но до сих пор мало изучен. А ведь нибомицин подавляет рост некоторых супербактерий, устойчивых к антибиотикам.

Опыты ученых из МГУ показали, что нибомицин обладает и противораковыми свойствами: вещество подавило рост культур опухолевых клеток, извлеченных из двух разных типов новообразований в легких. Статья о новом открытии опубликована в журнале Biochimie.

Не стоит это недооценивать: предсказано новое мегаземлетрясение