Секретный проект «Лапоть»: американское издание подозрительно напомнило о космолете России

НАУКАПрокомментируйте новость
Секретный проект «Лапоть»: американское издание подозрительно напомнило о космолете России

Космический аппарат ЭПОС был разработан инженерами СССР как аналог американского «Шаттла».

Сегодня мало кто знает о боевом космическом аппарате многоразового использования ЭПОС, который инженеры между собой назвали «Лапоть» за его форму, напоминающую эту русскую обувку. А вот популярное американское издание 19FortyFive почему-то подозрительно напомнило об этой необычной российской разработке, тогда как в действительности, это проект пилотируемого космического аппарата был секретным.

После того, как в США создали многоразовый космический челнок Space Shuttle («Спейс Шаттл») , в Советском Союзе решили не отставать и приступили к разработке аналога американскому челноку.  

Шаттл "Колумбия"

Руководство СССР поручило реализовать проект авиастроительной компании «МиГ», главным авиаконструктором которого был Артем Микоян. Соответственно будущий космолет (космоплан) стал называться МиГ-105. «Корпус корабля МиГ-105 выглядел технически увлекательно. Он отличался плоскодонным подъемным корпусом с загнутым вверх носом. Такой вид придавал ему форму, из-за которого космолет прозвали «Лаптем»», – приводит «ПолитРоссия» перевод публикации в американском издании, чтобы как можно больше россиян узнали о разработках советских ученых.

Причем советские инженеры придумали такую необычную форму не из-за своей «буйной» фантазии. Дело в том, что такая форма корпуса защищала аппарат от перегрева. Они же снабдили самолет и необычными крыльями - двугранными. Такая форма крыльев позволяла менять градус наклона в зависимости от того, вылетает аппарат на орбиту или сходит с нее.

Опытный образец прошел несколько испытаний, но, будем честны, не все из которых были успешными. 27 октября 1977 года «Лапоть» впервые совершил самостоятельный полёт. Но из-за возникших трудностей решено было прекратить разработку «Лаптя», отметило издание. Осталась только одна из испытательных машин, которая хранится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ.

В свою очередь издание «Военное обозрение» пишет, что хоть боевой космоплан многоразового использования. ЭПОС и не стал космическим кораблём, но опыт его испытаний оказал большое влияние на позднюю советскую космонавтику. При этом изначально «Лапоть» задумывался конструкторами как пилотируемый аппарат, который будет служить прототипом орбитального разведчика и боевого космолета. И даже прорабатывалась стыковка ЭПОСа с ракетой «Союз».

Однако у российского издания своя версия закрытия проекта. Так, «Военное обозрение» отмечает, что в 60-70 годы советскую ракетно-космическую отрасль раздирали конфликты между генеральными конструкторами: они стремились опередить американцев на пути к Луне и боролись за военные заказы. Ситуация усугубилась после смерти главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королёва в январе 1966 года и гибели лётчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова при возвращении с орбиты в апреле 1967 года. 

Сергей Королев

И проект передали ракетчикам, хотя нелегально конструкторское бюро продолжало работать над космолетом под личным руководством Артема Микояна. Ему удавалось убедить партийное руководство не мешать дальнейшей работе над ЭПОСам, несмотря на большие расходы. Но после его смерти в 1970 году пришел новый главный конструктор Ростислав Беляков, которому не хватило авторитета настоять на продолжении работ. Проведённые исследования были настолько уникальными, что документациям по ним засекречена по сей день.

Сегодня у России есть своя космическая программа, в которой, по выражению глава "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина, удалось "сохранить все приоритеты". А главное это то, что Воздушно-космические войска России, созданные в 2014 году, - одни из самых надежных, подчеркнул вице-премьер.  

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Акула откусила руку и ногу туристке на египетском курорте

Происшествия

В результате нападения женщина скончалась на руках у врачей.

«Бюрократический футбол»: почему в России умирают люди, которых можно было спасти

Обращение в редакцию

В Орле больные вышли на пикеты в надежде достучаться до чиновников.

Это настоящее чудо: единственный выживший пассажир Ан-2 в Якутии рассказал, как спасся

ОБЩЕСТВО

36-летний Павел Кривошапкин после крушения самолёта провёл в лесу в одиночестве десять дней.

Не русский, только украинский: в ЮНЕСКО признали борщ культурным наследием

КУЛЬТУРА

По мнению организации, ценность представляет культура приготовления знаменитого славянского супа.