Уроки военной истории: что даст России разрушение украинской энергетики

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Уроки военной истории: что даст России разрушение украинской энергетики

Ставка на разрушение инфраструктуры противника плохо работает, если ее избирают без помощи иных действий против противника, в первую очередь, на суше.

С переходом СВО в затяжную кампанию на истощение на первый план выходит вопрос ударов по инфраструктуре Украины, как единственно возможной альтернативе наступательным действиям на фронте. Они начались в первой половине осени, и продолжаются, волна за волной по настоящее время.

Но что сможет Россия добиться с их помощью? Насколько они эффективны? Чему учит история военного дела последних ста лет – с тех пор как появилась авиация, а после ракеты различных типов?

Первая мировая война стала первым, извиняемся за тавтологию, серьезным опытом применения бомбардировочной авиации. В авангарде шла кайзеровская Германия. Зажата в тиски блокады со всех сторон, она хотела нанести противнику соразмерный ущерб.  Первым шагом стало начало ею подводной войны, с целью нарушить снабжение Антанты, главным образом Англии, а вторым – бомбардировки островного государства с помощью дирижаблей графа Цеппелина.

Немецкий дирижабль, Фото: Bain News Service

Дирижабли использовались, поскольку Германия достигла именно в них наибольшего технического прогресса, а, во-вторых, потому что бомбардировочная авиация еще не была развита, равно как и средства ПВО. Дирижабли поначалу пролетали неуязвимыми.

Однако рейды цеппелинов носили разовый характер, никакой системы и постоянства не имелось. Ущерб от их бомбардировок имел минимальный характер. Кампания цеппелинов протекала в 1915-1916 гг., то есть на первом этапе войны. На зиму полеты прекращались из-за неблагоприятных погодных условий. Очень много дирижаблей было потеряно из-за всевозможных аварий, в первую очередь, связанных с ветрами, туманами и прочими природным явлениями. Экипажи (довольно многочисленные, на одном корабле могло быть до 22 человек) путались из-за несовершенства системы навигации, проскакивали мимо целей. Англичане довольно быстро наладили систему ПВО, и научились сбивать цеппелины. В итоге германцы отказались от использования дирижаблей для бомбардировок Англии, и в 1917-1918 было лишь несколько их налетов с ничтожными результатами.

 С 1917 Германия перешла на бомбардировки островного врага с помощью классических самолетов, используя новые бомбардировщики «Гота». Результат также оказался не впечатляющим, и в 1918 бомбардировки практически сошли на нет. Самолетов  было мало, они оказались также ненадежными, а ПВО англичан – достаточно успешной. Всего в ходе налетов дирижаблей погибло 557 человек и 1358 было ранено. Бомбардировки с помощью самолетов привели к гибели 857 человек и ранению 2058. С цеппелинов было сброшено 5806 бомб с ущербом на 1.5 миллиона фунтов стерлингов, а с аэропланов – 2772 бомбы, нанеся повреждения на 1,4 миллиона фунтов.

Бомбардировщик Gotha G.IV. Фото: Wikipedia

Франции повезло больше, немцы ее практически не бомбили, были лишь редкие единичные налеты легких самолетов «Таубе» на Париж. Зато немцы обстреливали французскую столицу из знаменитой «парижской пушки» с расстояния более ста километров с марта по август 1918 года, выпустив всего примерно 350 снарядов.  Длина ствола орудия составляла 31 метр, снаряд поднимался на высоту 40 километров и летел до Парижа три минуты. Но и это чудо техники оказало нулевой эффект на противника. Несколько снарядов в день калибром 210 миллиметров, при очень низкой точности (стреляли наугад, лишь бы «попасть по Парижу») погоды не делали.

Таким образом, стратегические обстрелы германцев  на ход войны никакого заметного влияния не оказали, они были, скорее, элементом психологического и пропагандистского давления на противника. Кроме того, они были важны как образ войн будущего, того, что может ожидать человечество.

Стены церкви Сен-Жак и металлический каркас рынка в Лизьё. Фото: License details Creator: Médiathèque de Lisieux | Credit: Origine inconnue

А что может ожидать по итогам ПМВ расписал красочно и подробно итальянский генерал Джулио Дуэ в своих книгах 20-х годов. Как он писал «господство в воздухе означало победу». 

Дуэ верил в моральный эффект бомбардировок. Воздушная мощь могла сломить волю народа, уничтожив «жизненно важные центры» страны. Сухопутные силы стали излишними, потому что самолеты могут пролетать над ними и безнаказанно атаковать эти центры управления, вооруженных сил и промышленности - принцип, позже названный «Бомбардировщик всегда прорвется». Точное определение целей было центральным элементом этой стратегии. Дуэ определил пять основных типов целей: промышленность, транспортная инфраструктура, связь, правительство и «воля народа». Последняя категория была особенно важна для Дуэ, который верил в принцип «тотальной войны».

Джулио Дуэ. Фото: Wikipedia

Модель Дуэ основывалась на убеждении, что во время войны высокие издержки в результате воздушных бомбардировок могут подорвать моральный дух гражданского населения и заставят граждан просить свои правительства капитулировать. Дуэ утверждал, что война станет настолько ужасной, что простые люди восстанут против своего правительства, свергнут его революцией, а затем потребуют мира.

Увы, но красивые теории бравого генерала Вторая мировая война не подтвердила. Обе стороны – и союзники и нацисты прибегали к тотальным бомбардировкам противника, но ни в одном случае успеха не имели. Первыми начали немцы – так называемый «Блиц»  с сентября 1940 по май 1941 – массированные бомбардировки Британии. Если вкратце, то «блиц» закончился грандиозным провалом. Население и не думало оказывать давление на Черчилля, чтобы тот искал путь к миру, хотя и погибла 41 тысяча человек.  Промышленное производство в Англии все время возрастало, за исключением апреля 1941 года, когда у рабочих случились пасхальные каникулы. Немцы теряли самолеты быстрее, чем их промышленность успевала поставлять новые. Английская ПВО оказались люфтваффе не по зубам, новейшие радары и системы навигации британцев переиграли немецкую авиацию, равно как британская авиационная промышленность – германскую. 

С 1942 уже союзники перешли в воздушное наступление на Германию, сперва английские ВВС, а с 1943 уже и американские. Из бомбардировщики утюжила врага и днем, с высоты 10 километров (американцы), и ночью (англичане). Принято, считать, что эти бомбардировки внесли крупный вклад в разгром нацистской Германии наряду с действиями советских войск на Восточном фронте. Самолеты у союзников были быстрее  и грузоподъемнее чем у немцев, а ПВО под командованием Геринга – слабее. Поэтому урон, который они нанесли Германии был значительнее. Но все равно, как показали послевоенные исследования, реальный ущерб был гораздо меньше ожидаемого. Немцы продолжали наращивать выпуск военной продукции, ее объем в 1944 году был наивысшим за все время. Они перенесли производство важнейших видов оружия, таких как ракет Фау-2, в подземные заводы, или рассредоточивали его по лесным угодьям и прочим местам.

Железные дороги, электрические сети восстанавливались очень быстро. Бомбардировки того времени были неточными, и бомбы летели мимо цели. Морального упадка у населения не произошло,  и никакого массового подъема против нацистов не наблюдалось. Во многом потери немцев были косвенными – большое число авиации отвлекалось с фронта на защиту неба над Германией, требовалось огромное количество зенитных орудий, драгоценные ресурсы шли на строительство убежищ, бункеров и прочего.

Фау-2. Фото: Wikipedia

Воздушная война против Японии протекала успешнее, там использовались более мощные бомбардировщики Б-29 «Суперкрепость», местная ПВО была гораздо слабее, а островная страна – более зависимой от внешних поставок, которые удалось прервать. Апофеозом ее стала атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, приведшая Японию к капитуляции.

Американцы провели после ВМВ тщательные изучения своих кампаний против Германии и Японии, с целью выяснения реальной их эффективности и извлечения уроков на будущее. Они были  использованы уже вскоре – во время корейской войны 1950-53 годов. Американцы в результате бомбардировок убили  150 000 северокорейских и китайских солдат, уничтожили 950 самолетов, 800 мостов, 1100 танков, 800 локомотивов, 9000 вагонов, 70 000 автомобилей и разрушили 80 000 домов. Всего было скинуто 500 000  тонн бомб.  Однако опять – результаты более чем противоречивые. Американцы не победили в этой войне. Им пришлось пойти на компромиссный мир. Китайцы смогли наладить снабжение своих войск, они рыли глубокие тоннели, и их транспорт работал исправно. Они также оказались мастерами камуфляжа.

Огромная роль разрушению инфраструктуры придавалась американцами во время Вьетнамской войны, которая в отношении коммунистического Северного Вьетнама была целиком воздушная. Как пишут историки: «Цель кампании бомбардировок состояла в том, чтобы деморализовать северных вьетнамцев, нанести ущерб их экономике и уменьшить их способность продолжать войну в надежде, что они будут вести переговоры о мире, но этого не произошло». Также тяжелым бомбардировкам подвергалась территория Лаоса, через который проходили пути снабжения партизан Южного Вьетнама. На него было сброшено 2 миллиона бомб, но поставки оружия и переброска войск не прекращались. Американцы в итоге потерпели унизительное поражение, хотя вьетнамцы и несли тяжелые потери.

Удары по гражданской инфраструктуре наносились во время ирано-иракской войны 1980-88 годов, но они имели второстепенный характер, поскольку у сторон не было достаточного количества самолетов и ракет. 

С 90-х годов наступила новая эра массовых бомбардировок в связи с появлением высокоточного оружия. Отныне стараются бить не приблизительно, а прицельно, в связи с чем количество жертв среди мирного населения резко уменьшилось. Первой такой войной стала кампания против Ирака в 1991 году, хотя и тогда неуправляемые бомбы составляли 93% от использованных. 

Ввиду подавляющего превосходства американцев, им удалось своими бомбардировками деморализовать противника. На первом этапе они подавляли ПВО Ирака, на втором этапе – узлы управления и связи, на третьем – различные военные цели, ракетные установки, исследовательские центры, морские базы. Воздушная кампания длилась пять недель. Но основная победа была достигнута на поле боя, после 4 дней сухопутной операции.

Первой крупной войной, по настоящему выигранной за счет воздушной кампании, стала война НАТО с Югославией из-за Косово в 1999 году. Бомбардировки НАТО включали в себя не только военные цели, такие как аэродромы, ПВО, казармы и т.д., но и гражданскую инфраструктуру, натовские ракеты и самолеты били по электростанциям, электросетям, мостам, вокзалам, водопроводам, телестанциям и передающим устройствам. СМИ считались законной военной целью как инструмент в руках правительства Слободана Милошевича и потому подлежали уничтожению.

Белград. Разрушенное в ходе бомбардировок НАТО в 1999 г. здание министерства обороны Югославии. Фото: Wikipedia

За 2,5 месяца инфраструктура Сербии (как основной части остававшейся еще Югославии) была основательно разрушена. Однако согласие Милошевича на условия НАТО было вызвано, как полагают многие наблюдатели, не столько ударами авиации, сколько давлением на него России, сказавшей, что ему надо согласиться прекратить войну. Народных волнений в Сербии против Милошевича тогда не было. Тем не менее, британский военный историк Джона Киган считает, что  «капитуляция Югославии в войне в Косово стала поворотным моментом в истории войн. Она «доказала, что войну можно выиграть только с помощью авиации».

Военный эксперт К.Уэбб выделяет 4 урока из косовской войны: 

  • Бомбардировка должна быть способна вызывать разрушения при минимальных потерях. Это вызывает давление среди населения с целью прекратить боевые действия, а не продолжать их.
  • Правительство должно быть подвержено давлению со стороны населения. 
  • Несоответствие военных возможностей должно быть таким, чтобы противник не мог воспрепятствовать осуществлению превосходства в воздухе над своей территорией.
  • Карл фон Клаузевиц  утверждал что если центр тяжести  врага будет разрушен, главный фактор воли к сопротивлению будет сломлен или устранен. В случае Милошевича «центром тяжести» была его власть. Он манипулировал гиперинфляцией, санкциями и ограничениями спроса и предложения, чтобы позволить могущественным деловым кругам в Сербии получать прибыль, и они в ответ, сохраняли его у власти. Ущерб экономике, который сжал ее до такой степени, что прибыль была невелика, угрожал подорвать их поддержку Милошевича, если воздушная кампания продолжится, в то же время нанеся дорогостоящий ущерб инфраструктуре.

Таким образом, опыт последних ста лет свидетельствует, что ставка на разрушение инфраструктуры противника не работает, как правило, если ее избирают без помощи иных действий против противника, в первую очередь, на суше. Она может работать как одно из условий, предваряющих капитуляцию, но не является самодостаточной. 

Максим Артемьев

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

В Польше насчитали миллионные потери ВСУ на СВО

В МИРЕ

Заявление сделал Раймунд Анджейчак – с 2018 по 2023 он возглавлял Генеральный штаб польской армии.

Миллиардер из Волгограда построит нормальные дороги в области, чтоб выращивать английских оленей

РЕГИОНЫ

Сооснователь ТД «Грасс» Михаил Грачев завёз в регион 63 особи, у которых в паспорте указана элитная родословная

Мстя была ужасной: студент в Калининграде "заложил" двух доцентов университета

ОБЩЕСТВО

Берущие взятки за оценки преподаватели решили больше не "отстегивать" проценты "дилеру".

«Рота разведки сможет мобилизовать сотню человек в неделю»: на Украине предлагают дать возможность бригадам самим искать пополнение

В МИРЕ

В качестве плюсов такого решения называют то, что военные не будут брать взятки и смогут ловить тех, кто пока убегал от военкомов.

«Людей ловят на улице, как собак»: США требуют от Украины «больше мяса» для фронта

В МИРЕ

Американский сенатор призвал украинцев всех возрастов обязательно пойти служить.

А ведь хотел только напугать Россию: чешский журналист невольно разоблачил Запад

В МИРЕ

В западных странах живут 1442 миллиардера, которые должны выделить Украине по миллиону, чтобы показать единство, но отказываются, возмущается Иштван Леко