Всесоюзное признание актеру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства» (6+).
Также 18 июня Всемирный день религии и День медицинского работника, а также в этот день в 1939 году в СССР из эмиграции вернулась поэтесса Марина Цветаева, в 1945 году в Ленинграде вышел на маршрут первый после блокады троллейбус, а в 2008 году сборная России по футболу впервые вышла в 1/4 финала Чемпионата Европы по футболу.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день известном актере Юрии Соломине. Юрий Мефодьевич Соломин (1935-2024) — советский и российский актер и режиссер театра и кино, театральный педагог, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России с 1988 года, старший брат актера Виталия Соломина (1941-2002).
Юрий Соломин был отмечен званиями герой Труда Российской Федерации (2020) и народный артист СССР (1988). Он являлся лауреатом Государственных премий РСФСР имени братьев Васильевых (1971) и России (2002), а также полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».
Вряд ли найдется человек, который не знал бы Юрия Соломина. Он прошел непростой и долгий творческий путь и достиг значительных вершин, однако высокие звания и награды не помешали ему остаться удивительно мягким, скромным и доброжелательным человеком.
Биография
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в городе Чита Восточно-Сибирского края (ныне административный центр Забайкальского края России) в семье музыкальных педагогов Зинаиды Рябцевой и Мефодия Соломина. С детства Юрий участвовал в спектаклях городского Дворца пионеров.
Большое влияние на мальчика оказал научно-популярный фильм «Малый театр и его мастера» (0+), посвященный 125-летию театра, который будущий актер и режиссер увидел еще школьником. Вскоре Соломин узнал о Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. По окончании школы он поступил в это училище: в 1953 году он был зачислен в класс народной артистки СССР Веры Пашенной.
После переезда в 1953 г. в Москву и начала творческого пути Юрий Соломин еще долгое время не мог себе представить, что такое жить в достатке – приехавшему из Читы провинциалу приходилось скитаться по казенным углам и жить в очень стесненных материальных условиях.
Однако Соломина это не смущало, ведь он был бесконечно счастлив после того, как ему дали шанс в Щепкинском театральном училище – после того, как у них с отцом на вокзале украли все документы и деньги, Соломин не мог остаться на следующий тур экзаменов, и глава приемной комиссии Вера Пашенная согласилась принять его, не дожидаясь экзамена. Там же в училище Юрий Соломин встретил свою судьбу – однокурсницу Ольгу, которая стала его женой и оставалась вместе с ним на протяжении 60 лет.
В 1957 году, по окончании училища, Юрий Соломин был принят в труппу Малого театра. Начав с эпизодических ролей, молодой актер вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара.
Среди ролей, сыгранных актером на сцене, — Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Федя Протасов в «Живом трупе» Льва Толстого, Войницкий в «Дяде Ване» Антона Чехова, Сирано де Бержерак по пьесе Эдмона Ростана и царь Федор в трагедии Алексея Толстого. С 1980 года Соломин работал в театре и как режиссер, а с 1988 года он также являлся художественным руководителем Малого театра.
Помимо прочего, с 1961 года Юрий Соломин преподовал в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина. Он имеет звание профессора, проводит мастер-классы с иностранными студентами в Америке, Японии, Южной Корее.
Народный артист СССР Юрий Соломин умер 11 января 2024 года на 89-м году жизни. Накануне смерти он был выписан из больницы после инсульта.
Работа в кино
В кинематографе Юрий Соломин дебютировал в 1960 году, исполнив главную роль в фильме «Бессонная ночь» (12+). Режиссеру Исидору Анненскому его рекомендовала Вера Пашенная. Всесоюзное признание актеру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства» (6+).
Он исполнил главные роли во многих известных картинах, в том числе в оскароносном фильме «Дерсу Узала» (12+) Акиры Куросавы, «Блокада» (12+), «Летучая мышь» (6+) и «ТАСС уполномочен заявить…» (12+). Однако любимыми киноролями сам Юрий Соломин называл Штубе в фильме Алексея Салтыкова «И был вечер, и было утро…» (12+) и Геттеля в «Сильных духом» (0+) Виктора Георгиева.
Как режиссер Соломин снял телефильмы «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1981, 12+), «Берег его жизни» (1985, 0+), «В начале было Слово» (1992, 0+) и фильм-спектакль «Таинственный ящик» (0+) по пьесе Петра Каратыгина.
В апреле 2019 года Минкульт подписал с Соломиным бессрочный контракт на продолжение работы в должности худрука Малого театра, который был действителен вплоть до смерти актера.
Общественная и политическая деятельность
В недолгий период с 8 сентября 1990 по 15 ноября 1991 года Юрий Соломин являлся министром культуры РСФСР, затем до 5 декабря того же года временно исполнял обязанности министра.
6 февраля 2012 года Соломин был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в президенты РФ и действующего на тот момент председателя Правительства России Владимира Путина. 11 марта 2014 года актер подписал коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму. В ходе президентских выборов 2018 года Соломин был членом инициативной группы по выдвижению Владимира Путина.
С именем Юрия Соломина связывают целую эпоху в истории театра и кинематографа, многие фильмы с его участием стали признанной классикой советского кино, он воспитал не одно поколение артистов. Его творческие достижения широко известны, но сам он для многих остается загадкой – актер всегда был достаточно закрытым человеком, неохотно рассказывал о себе и не раскрывал семейные тайны.
Между театром и домом для Соломина никогда не было разницы, ведь он никогда не делил жизнь на личную и профессиональную. Такому же отношению он пытался научить и своих студентов, ведь в свое время сам перенял это от своего любимого педагога.
«Вера Николаевна Пашенная часто нам, студентам, говорила: «Оставьте на сцене кусочек своего сердца». Я лишь несколько лет назад понял, о чем она говорила: некоторые люди приходят в театр всего один раз в жизни, и надо так сыграть, чтобы человек это запомнил на всю жизнь», – говорил Соломин.