Август 1991 года стал одним из тех событий, которые ознаменовали конец власти КПСС и распад СССР.
Также 18 августа Праздник топора, День географа, День открытия гелия и День памяти священномученика Симона Уфимского, а также в этот день в 1900 году русский инженер Константин Перский предложил слово «телевидение», в 1976 году советская станция «Луна-24» совершила посадку на поверхность Луны, а в 1984 году в Москве открылись соревнования Дружба-84.
Подробнее поговорим о событиях 18 августа 1991 года, когда в период Августовского путча Михаил Горбачев был взят под домашний арест в Форосе (Крым). Августовский путч — события 18—21 августа 1991 года в Советском Союзе, получившие оценку со стороны официальных лиц и органов государственной власти в СССР как заговор, государственный переворот и антиконституционный захват власти (путч).
Начавшись как попытка членов ГКЧП предотвратить намеченное на 20 августа подписание делегациями РСФСР, Казахской ССР и Узбекской ССР Союзного договора, подводившего черту под историей СССР, переворот привел к окончательной дискредитации союзных органов власти и Коммунистической партии. Во главе сопротивления заговорщикам встал Президент РСФСР Борис Ельцин и структуры российской республиканской власти, расположенные в «Белом Доме» в Москве.
Краткая характеристика событий
18 августа Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) провозгласил себя органом «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения», решения которого общеобязательны для исполнения на всей территории СССР, а также объявил, что Г. Янаев становится и. о. президента СССР «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Михаилом Горбачевым своих обязанностей Президента СССР».
Основной целью создания ГКЧП, по словам одного из его активных участников — Геннадия Янаева, было недопущение подписания договора о Союзе Суверенных Государств, который, по мнению участников ГКЧП, упразднял СССР. При этом другой ведущий участник комитета — председатель КГБ СССР Владимир Крючков, на своем первом допросе в день ареста 22 августа 1991 года заявил, что члены ГКЧП не ставили своей задачей лишить Горбачева поста президента СССР.
18 августа О. Д. Бакланов, О. С. Шенин, В. И. Болдин, генерал В. И. Варенников и начальник 9-го управления КГБ Ю. С. Плеханов вылетели с аэродрома «Чкаловский» на военном самолете Ту-154, закрепленном за министром обороны Язовым, в Крым для переговоров с Президентом СССР Горбачевым, чтобы заручиться его согласием на введение чрезвычайного положения. Около 17 часов они встретились с Горбачевым. По некоторым данным, Горбачев отказался дать им свое согласие.
При этом непосредственно о домашнем аресте Горбачева начальник охраны Президента СССР, генерал-майор КГБ в отставке Вячеслав Генералов рассказывал впоследствии так: «Никто его не блокировал. По идее, он должен был 20-го числа вылетать вместе со мной в Москву на подписание Союзного договора. Когда образовался ГКЧП, 19 августа, я предложил ему: «Давайте я вам организую самолет для вылета в Москву». У меня были такие полномочия. «Нет, мы никуда не полетим», — ответил он. Дочь с зятем тоже отказались лететь и остались там. Поэтому говорить о том, что его кто-то блокировал, неверно. Это была самоизоляция. Более того, он приказал личной охране усилить посты до ночного варианта, что означало взять оружие. И когда ко мне пришли и передали это распоряжение, я сказал, что у меня нет сил на ночной вариант охраны объекта. Он самоизолировался, чтобы его никто не трогал…».
Генерал-майор КГБ Лев Толстой, охранявший Михаила Горбачева в Крыму, в интервью в 2011 году заявил: «Я согласен с той точкой зрения, что Горбачев мог рассчитывать, что ГКЧП поможет ему в борьбе с тем же Ельциным. Судя по поведению Михаила Сергеевича, его ничто не возмутило, он не принял никаких решений, не дал четких команд, не рвался из своего заточения. Иначе говоря — все было пущено на самотек. Быть может, он надеялся, что вернется в Москву героем».
Высказывалось предположение, что в сговоре с ГКЧП был сам Горбачев, который знал о консервативном лобби в кремлевском руководстве. В январе 2006 года в интервью телеканалу «Россия» Борис Ельцин заявил о Горбачеве: «И во время путча он был информирован обо всем и все время ждал, кто победит, те или другие. В любом случае он примкнул бы к победителям — беспроигрышный вариант».
Александр Руцкой, в 1991 году бывший членом президиума Верховного Совета РСФСР, отметил в одном из интервью, что Горбачев выдумал изоляцию в Крыму, что, на самом деле, первого президента СССР никто не арестовывал и не лишал его связи. Геннадий Янаев при этом неоднократно заявлял, что документы ГКЧП были разработаны по поручению Горбачева.
Значение путча
Август 1991 года стал одним из тех событий, которые ознаменовали конец власти КПСС и распад СССР. Бывший президент СССР Михаил Горбачев в интервью немецкому журналу обвинил в распаде Советского Союза организаторов Августовского путча в 1991 году, а также тех, кто воспользовался событиями августовского путча 1991 года для развала СССР: «За конец перестройки и развал Советского Союза ответственны те, кто организовал путч в августе 1991-го, а после путча использовал ослабленную позицию президента СССР», — сказал Горбачев.
Первый президент России Борис Ельцин писал в своей книге «Записки президента» о августовском путче и его значении: «Я считаю, что XX век закончился 19 — 21 августа 1991 года. И если выборы первого свободно избранного Президента России — событие общенациональное, то провал августовского путча — событие глобальное, планетарное. XX век по большей части был веком страха. Таких кошмаров, как тоталитаризм и фашизм, кошмар коммунизма, концентрационных лагерей, геноцида, атомной чумы, человечество еще не знало. И вот в эти три дня кончился один век, начался другой. Быть может, кому-то такое утверждение покажется слишком оптимистическим, но я в это верю. Верю, потому что в эти дни рухнула последняя империя».
Председатель ГД РФ Вячеслав Володин в 1991 году был депутатом Саратовского городского совета. О годовщине путча он высказался в своем телеграм-канале. Он сравнил август 1991-го с октябрем 1917-го: «И в 1991 году, и в 1917-ом произошло предательство элитами интересов народа и государства. Где были те секретари обкомов, ЦК КПСС? Где был Верховный Совет? В непростое время — практически все разбежались, отсиделись в отпусках, когда надо было принимать решения. Партийная бюрократия КПСС по сути перечеркнула свои идеалы, если так можно назвать идеологию партии, предала страну и ее граждан. Развалу СССР способствовала слабость Горбачева как политика, его неспособность быть настоящим лидером страны. Он не смог сплотить политические силы в сложное для страны время и сохранить государство».