
Народный избранник рассказал, что в его родном Забайкалье тарифы не росли пять лет, и поэтому их надо увеличить минимум на 15%.
Эта зима для российской коммуналки складывается особенно тяжело. Аварии накрыли страну от Владивостока до Калининграда. А Подмосковье вообще стало символом замедленной реакции региональной власти на масштабные проблемы. Ситуация дошла до Владимира Путина, но и он не способен одним махом решить все и сразу. Хотя бы депутат Госдумы Андрей Гурулев знает с чего начать: надо поднять тарифы ЖКХ.
Мысль вызревала у Гурулева постепенно. Сначала он рассказал о том, как с коллегами из Госдумы обсудил на пленарном заседании состояние жилищно-коммунального хозяйства в стране:
«На примере родного Забайкалья могу сказать, что состояние котельных и тепловых сетей на сегодня в 80% оставляет желать лучшего. Это провоцирует постоянные аварии. И если в Забайкалье проблемы можно связать с состоянием полной дотационности бюджета, то недавние события показали наличие проблем и в регионах центральной части России. В частности, Московской области».

Что же делать? Спикер Госдумы Вячеслав Володин согласился с тем, что возврат в государственную собственность теплосетей и генераций – один из способов решения проблем в коммунальной сфере.
Еще одна инициатива – от руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимира Васильева - отменить мораторий на проверки в сфере ЖКХ. И затем сделать их результаты открытыми.
Но, поразмышляв некоторое время, депутат Андрей Гурулев пришел к выводу: возврата в госсобственность и проверок будет недостаточно. Чтобы предотвратить катастрофу надо действовать более радикальными методами. В частности, срочно повысить тарифы ЖКХ. В пример депутат привел родное Забайкалье, где в течение последних пяти лет тарифы для населения на теплоснабжение и водоснабжение практически не менялись, а то и понижались:
«С политической точки зрения, наверное, действительно, тариф не надо повышать, чтобы население не ругалось. Но экономическую составляющую никто не отменял, тариф должен реагировать хотя бы на уровень инфляции. К сожалению, этого не происходило в последние годы, поэтому сегодня придётся в Забайкалье повышать сразу минимум на 15%, деваться некуда».

По субъективному мнению депутата Андрея Гурулева, в тариф не закладываются траты на модернизацию оборудования, только на содержание. А там, где концессионеры вложили свои деньги, поставили более экономичное оборудование, то им тут же режут тариф:
«Им становится невыгодно вкладывать деньги в развитие, многие обслуживающие предприятия стоят на грани банкротства».
Надо отметить, что так далеко не везде. В ряде субъектов РФ при рассмотрении повышения тарифов на коммунальные услуги, инвестиционная составляющая как раз закладывается. Проблема в том, что никто не проводит потом тщательный и незаивисимый мониторинг того, какая конкретно сумма получена энергопредприятиями от роста тарифа, и какая - ушла на заявленное обновление основных фондов.

Т.е. именно «инвестиционная составляющая» год за годом служит оправданием для роста тарифов у целого ряда крупных компаний . А последующее отсутствие реального обновления они обычно списывают на инфляцию, аномальные погодные условия и т.д., и т.п. Либо вопрос вообще не поднимается в силу тесных морально-психологических связей между региональными чиновниками и крупным бизнесом в сфере ЖКХ.
Но депутат Андрей Гурулев считает, что «копать» надо не в этом направлении. И не в вопросе дивидентов акционеров крупных энергокомпаний, плюс - зарплат и премий топ-менеджмента. Не секрет, что трубы гниют, горожане сидят без отопления, но «випы» энергокомпаний исчисляют личную прибыль астрономическими суммами. И все же, депутат Гурулев считает – не здесь «собака порылась» (с):
«Скажу откровенно, что без повышения тарифа мы ничего не изменим».
Да, Гурулев говорит не только о тепле, горячей и холодной воде. Поднимать надо, по его мнению, и тарифы на электроэнергию:
«В Россетях также не было индексации тарифа. Сегодня не хватает финансов даже на поддержание рабочего состояния сетей, об этой проблеме также надо говорить, надо заниматься, если сегодня игнорировать, то завтра будет тяжелее».

Формально, депутат Гурулев прав. И резкий рост тарифов способен привести к изменению ситуации в ЖКХ. При условии, конечно, что дополнительный денежный поток собственники энергокомпаний не направят в свои личные карманы и в офшоры. Что процесс массовой закупки оборудования, труб, кабелей, компрессоров и т.д. пройдет максимально рыночно, а не станет инструментом для распила с помощью подставных компаний и кратного завышения цен на комплектующие.
В общем, сначала было бы неплохо навести порядок с «серыми» схемами в отрасли, разорвать связи между бизнесом и чиновниками, спросить с тех, кто уже набил карманы за счет платежей населения, а потом уже ставить вопрос о росте тарифов. Но, как показывает опыт, зачастую такие предложения, как от депутата Гурулева, звучат не просто так. Скорее всего, именно их «услышат» в правительстве и пойдут навстречу гласу народа, высказанному его избранником.