Российский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у насРоссийский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у нас Российский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у насРоссийский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у нас Российский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у насРоссийский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у нас

Российский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у нас

Автомобили5 комментариев
Российский парадокс: почему мировая цена на нефть падает, а бензин и продукты дорожают у нас

Фьючерсы на нефть марки Brent опустились ниже $71 за баррель, но стоимость топлива на АЗС растет.

Информация о росте цен на бензин (а также - на целый ряд продуктов) приходит из различных регионов страны. И это на фоне того, что нефть в очередной раз «просела» на мировом рынке. В чем причина вечного российского парадокса, из-за которого реального падения ценников на АЗС у нас никак не получается дождаться?

В конце прошлой недели цена нефти Brent рухнула более чем на 10 пунктов и опустилась ниже $70 за баррель. Потом чуть поднялась и сейчас колеблется в районе 71-72 $. Аналитики называют две базовые причины случившегося: отказ США от продажи нефти из резерва и ситуация с коронавирусным штаммом «омикрон». Столь длительное снижение цен наблюдается впервые с марта 2020 года: тогда одной из причин стали локдауны в Европе.

Локдаун привел к снижению объемов потребления бензина во всем мире.

Но если в большинстве стран мира снижение цен на нефть означает параллельное снижение стоимости топлива на АЗС, в России наблюдается парадоксальная ситуация: у нас все продолжает дорожать. И бензин, и продукты.

Цена на дизтопливо в Южно-Сахалинске пробила отметку в 70 рублей. За неделю солярка подорожала на 4-10 рублей. В Пермском крае произошло резкое повышение общего уровня розничных цен. Суммарный рост составил: по бензинам - 64 коп. за 1 л, по дизельному топливу — 1,6 руб. за 1 л. Продолжают расти цены на бензин в Хабаровском крае и Башкирии. При этом, абсурдно, но нефтеперерабатывающие заводы снизили производство: бензина - на 5%, дизельного топлива – на 2,8%.

Российские власти уже проявляют признаки беспокойства. Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов заявил, что правительству необходимо предусмотреть резерв для субсидирования цен на бензин в случае их повышения. И на каждый порог роста должен быть заложен свой механизм компенсации. Параллельно ФАС предлагает срочные меры по стабилизации цен на зимний дизель.

Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.

Но почему такое вообще происходит? Почему цены на бензин в России не снижаются вслед за нефтяными котировками? Виновата, прежде всего, сформированная правительством и Госдумой система налогового регулирования отрасли. Она вообще не предполагает снижения цен на бензин — только умеренный рост. В ее основе - демпферный механизм. Он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Если за рубежом цены на бензин высокие, то бюджет доплачивает нефтяникам часть прибыли, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством. Что, естественно, порождает обширное поле для манипуляций с выплатами из бюджета нефтяным компаниям.

Чтобы ни происходило с мировыми ценами на нефть, российские гиганты отрасли без прибыли не останутся.

Механизм критикуют эксперты с разных сторон. Одних не устраивает, что ни о каком реальном рынке речь не идет. Ведь объемы реализуемого топлива и цены находятся под жестким контролем. К тому же, изначально создана такая налоговая схема, при которой выгоднее вывозить топливо за рубеж, чем продавать своим гражданам.

Другим не нравится то, что государство заботится, в первую очередь, об интересах нефтяных компаний, а проблемы граждан имеют второстепенное значение. Как следствие, нефтяники при любом раскладе имеют что-то хорошее: или прибыль в долларах, или демпфер из бюджета в рублях. Тогда как население тратит больше и больше.

Государство же объясняет свою политику необходимостью наполнить бюджет углеводородными налогами и сборами, не допуская социального взрыва из-за очередного кризиса на внутреннем рынке топлива.

При формировании ценовой политики на внутреннем рынке топлива интересы населения на последнем месте.

При этом цена топлива влияет на стоимость и ряда других товаров. Во-первых, прямо – через увеличение себестоимости перевозок. Во-вторых, политика Центробанка по девальвации рубля стала «фирменным» инструментом Эльвиры Набиуллиной для повышения привлекательности экспорта российского топлива. Но у этой политики есть побочный эффект: слабеющий рубль очень быстро приводит к росту цен на большинство товаров и продуктов питания. К тому же, он формирует «инфляционные ожидания» у бизнеса и населения, которые сами по себе толкают цены вверх.

Немало вопросов и к постоянному росту ставки рефинансирования ЦБ, как методу борьбы с инфляцией. Те же сети АЗС вынуждены брать все более дорогие кредиты на оптовые закупки топлива. И, соответственно, закладывать проценты по ним в конечную стоимость литра.

Эльвира Набиуллина редко прислушивается к советам по поводу политики Центрального Банка РФ.

Так или иначе, но в Костромской области с начала месяца на 9% подорожали яйца. В Тюменской - на 9-10% хлеб, молоко и стройматериалы. В Пермском крае плодоовощная продукция с начала года выросла на 24%, а курица – на 32%. И, судя по тому, что рынок нефти продолжает лихорадить, россиян еще ждут неприятные сюрпризы с ценами.

Скажем, правительство уже некоторое время безуспешно пытается удержать цены на сахар. А через месяц эксперты прогнозируют рост цен на бытовую технику.

Что касается масштабного повыешния стоимости бензина, то буквально в начале сентября вице-премьер РФ Александр Новак обещал осенью нормальные цены на топливо. Хотя тут, конечно, важно понимать, что считать «нормальными ценами». Многие чиновники министерств, на самом деле, считают стоимость бензина в России недопустимо низкой.

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Наступает месяц сомнений: астролог рассказала, каким будет февраль 2023

ОБЩЕСТВО

Именно сейчас, когда ум все время колеблется и подвергает все сомнению, так важно сохранить спокойствие и самообладание, советует астролог Анна Семенова.

Как «хитрый» хохол хвалился панам, что обманул «тупых» москалей: Порошенко снялся в фильме «Би-би-си»

В МИРЕ

В фильме «Би-би-си» экс-президент Украины рассказал, что Минские соглашения были уловкой, чтобы выиграть время на подготовку к войне.

“Будешь подыхать на улице - вспомнишь”: рязанский депутат шокировал школьников мотивационной речью

ОБЩЕСТВО

Депутат Вереин напомнил старшеклассникам о риске "оказаться на помойке" после школы.

МВФ: экономика России будет расти, а для США прогнозы ухудшились

Экономика

В Европе тоже не всё гладко. Это эхо антироссийских санкций?