Фьючерсы на нефть марки Brent опустились ниже $71 за баррель, но стоимость топлива на АЗС растет.
Информация о росте цен на бензин (а также - на целый ряд продуктов) приходит из различных регионов страны. И это на фоне того, что нефть в очередной раз «просела» на мировом рынке. В чем причина вечного российского парадокса, из-за которого реального падения ценников на АЗС у нас никак не получается дождаться?
В конце прошлой недели цена нефти Brent рухнула более чем на 10 пунктов и опустилась ниже $70 за баррель. Потом чуть поднялась и сейчас колеблется в районе 71-72 $. Аналитики называют две базовые причины случившегося: отказ США от продажи нефти из резерва и ситуация с коронавирусным штаммом «омикрон». Столь длительное снижение цен наблюдается впервые с марта 2020 года: тогда одной из причин стали локдауны в Европе.
Но если в большинстве стран мира снижение цен на нефть означает параллельное снижение стоимости топлива на АЗС, в России наблюдается парадоксальная ситуация: у нас все продолжает дорожать. И бензин, и продукты.
Цена на дизтопливо в Южно-Сахалинске пробила отметку в 70 рублей. За неделю солярка подорожала на 4-10 рублей. В Пермском крае произошло резкое повышение общего уровня розничных цен. Суммарный рост составил: по бензинам - 64 коп. за 1 л, по дизельному топливу — 1,6 руб. за 1 л. Продолжают расти цены на бензин в Хабаровском крае и Башкирии. При этом, абсурдно, но нефтеперерабатывающие заводы снизили производство: бензина - на 5%, дизельного топлива – на 2,8%.
Российские власти уже проявляют признаки беспокойства. Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов заявил, что правительству необходимо предусмотреть резерв для субсидирования цен на бензин в случае их повышения. И на каждый порог роста должен быть заложен свой механизм компенсации. Параллельно ФАС предлагает срочные меры по стабилизации цен на зимний дизель.
Но почему такое вообще происходит? Почему цены на бензин в России не снижаются вслед за нефтяными котировками? Виновата, прежде всего, сформированная правительством и Госдумой система налогового регулирования отрасли. Она вообще не предполагает снижения цен на бензин — только умеренный рост. В ее основе - демпферный механизм. Он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры.
Если за рубежом цены на бензин высокие, то бюджет доплачивает нефтяникам часть прибыли, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством. Что, естественно, порождает обширное поле для манипуляций с выплатами из бюджета нефтяным компаниям.
Механизм критикуют эксперты с разных сторон. Одних не устраивает, что ни о каком реальном рынке речь не идет. Ведь объемы реализуемого топлива и цены находятся под жестким контролем. К тому же, изначально создана такая налоговая схема, при которой выгоднее вывозить топливо за рубеж, чем продавать своим гражданам.
Другим не нравится то, что государство заботится, в первую очередь, об интересах нефтяных компаний, а проблемы граждан имеют второстепенное значение. Как следствие, нефтяники при любом раскладе имеют что-то хорошее: или прибыль в долларах, или демпфер из бюджета в рублях. Тогда как население тратит больше и больше.
Государство же объясняет свою политику необходимостью наполнить бюджет углеводородными налогами и сборами, не допуская социального взрыва из-за очередного кризиса на внутреннем рынке топлива.
При этом цена топлива влияет на стоимость и ряда других товаров. Во-первых, прямо – через увеличение себестоимости перевозок. Во-вторых, политика Центробанка по девальвации рубля стала «фирменным» инструментом Эльвиры Набиуллиной для повышения привлекательности экспорта российского топлива. Но у этой политики есть побочный эффект: слабеющий рубль очень быстро приводит к росту цен на большинство товаров и продуктов питания. К тому же, он формирует «инфляционные ожидания» у бизнеса и населения, которые сами по себе толкают цены вверх.
Немало вопросов и к постоянному росту ставки рефинансирования ЦБ, как методу борьбы с инфляцией. Те же сети АЗС вынуждены брать все более дорогие кредиты на оптовые закупки топлива. И, соответственно, закладывать проценты по ним в конечную стоимость литра.
Так или иначе, но в Костромской области с начала месяца на 9% подорожали яйца. В Тюменской - на 9-10% хлеб, молоко и стройматериалы. В Пермском крае плодоовощная продукция с начала года выросла на 24%, а курица – на 32%. И, судя по тому, что рынок нефти продолжает лихорадить, россиян еще ждут неприятные сюрпризы с ценами.
Скажем, правительство уже некоторое время безуспешно пытается удержать цены на сахар. А через месяц эксперты прогнозируют рост цен на бытовую технику.
Что касается масштабного повыешния стоимости бензина, то буквально в начале сентября вице-премьер РФ Александр Новак обещал осенью нормальные цены на топливо. Хотя тут, конечно, важно понимать, что считать «нормальными ценами». Многие чиновники министерств, на самом деле, считают стоимость бензина в России недопустимо низкой.