Минэнерго считает справедливой рыночной ценой топлива для россиян, если она будет на 5,2 рубля выше существующей.
Минэнерго считает, что в России непозволительно дешевый бензин. И «слишком дешевое» топливо россиянам достается из-за обратного акциза на нефтяное сырье с демпфирующей надбавкой, которую называют механизмом сглаживания цен.
«Фактическая цена бензина АИ-92 — 44,89 рублей за литр по состоянию на 25 марта 2021 года на территории Центральной России. Справедливая розничная цена без демпфера — 50,08 рублей за литр», - приводит «КП» заявление ведомства.
При этом в Минэнерго подчеркивают, что если бы государство не вмешалось, то литр бензина россиянам обошелся бы гораздо дороже: по «справедливой цене» - на 5,2 рубля выше, чем сейчас. Сказано это было то ли для того, чтобы граждане знали, кого благодарить, либо чтобы были довольны и больше не возмущались «дорогим бензином». Напомним, что демпфирующая надбавка появилась в 2018 году как раз в качестве меры по сдерживанию цен на топливо. План предусматривает постепенный отказ до 2024 года от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. При этом повышается налог на добычу полезных ископаемых.
Стоит отметить, что ранее Независимый топливный союз (НТС) призывал отказаться от демпферного механизма. При этом НТС ссылался на рост оптовых цен на топливо с декабря по середину марта на 18,5 процента. Так, тонна 92-го бензина обходится в 53,6 тысячи рублей за литр, а самого популярного 95-го - до 55,3 тысячи рублей.
В свою очередь Минэнерго периодически пытается объяснить населению, почему в России дорожает бензин на фоне падения цен на нефть. В последний раз по этому вопросу выступил замминистра энергетики Павел Сорокин. Высокопоставленный чиновник даже назвал не одну, а целых три причины роста цен на топливо.
Первая - ослабление курса рубля, который зависит от нефтяных котировок. В частности, стоимость нефти в рублях варьируется в пределах 3-3,5 тысяч рублей за баррель, а в марте и вовсе из-за падения курса рубля баррель обходился в 5 тысяч рублей. Вторая причина как раз тот самый демпферный механизм, от которого просят отказаться в Независимом топливном союзе. И, наконец, третья - алчность владельцев автозаправок, которые не желают снижать цены на горючее.
Надо сказать, что нефтяники периодически жалуются на то, что им приходится сглаживать цены. Дошло до того, что в 2018 году правительству даже пришлось пойти на шантаж, поскольку из-за высоких цен на нефть компаниям невыгодно было поставлять на внутренний рынок топливо по сниженным ценам. Премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от нефтяников подписать соглашение с кабмином о стабилизации цен. В соглашении указывались обязательные нормы поставок топлива на внутренний рынок. В противном случае в правительстве пригрозили нефтянке вводом заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты.
Как бы то ни было, но при нынешнем росте цен на продукты питания удорожание транспортировки еще больше поднимет стоимость продуктов.