Толстую часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова.
Также 3 мая День кондитера, Международный день Солнца, Всемирный день веселья, Всемирный день свободы печати, День памяти преподобного Феодора Трихины и Федор Неводник, а также в этот день в 1808 году во время русско-шведской войны русские войска заняли шведскую крепость Свеаборг, в 1907 году в России были упразднены военно-полевые суды, а в 2018 году в Сирии разбился российский истребитель Су-30СМ.
Подробнее поговорим о родившейся в этот день российской писательнице, телеведущей, публицисте и литературном критике Татьяне Никитичне Толстой и ее творчестве.
Писательница принадлежит к так называемой «новой волне» в литературе. Ее также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова.
Детство и юность внучки Алексея Толстого
Родилась Татьяна Толстая 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого, росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у нее было шесть братьев и сестер. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии Татьяна Толстая — внучка писателя Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
После окончания школы Татьяна Толстая поступила в Ленинградский университет на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.
В этом же году Татьяна вышла замуж за филолога-классика А. В. Лебедева и вслед за мужем переехала в Москву, где поступила на работу в Главную редакцию восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьей «Клеем и ножницами…».
Литературные сюжеты начали рождаться после операции на глазах
По собственному признанию, начать писать Татьяну заставила перенесенная операция на глазах: «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов».
В 1983 году Татьяна Толстая написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был тепло встречен как читателями, так и критикой, при этом признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами».
Впоследствии Толстая публикует в периодической печати еще около двадцати рассказов. Ее произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь — не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988).
В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично ее первому рассказу — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг» (1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР. Как отмечала Елена Шубина, выпустив первым сборник рассказов, она «сразу стала безумно популярна».
Однако не все советские критики однозначно высоко оценили первые литературные произведения Толстой. В частности, ее упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что ее произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону.
В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде».
Переезд в США, журналистская деятельность и возвращение на Родину
В 1990 году писательница с семьей переехала в США, где начала работать как журналист и преподавать русскую литературу и художественное письмо. Впоследствии, все 1990-е годы, писательница несколько месяцев в году проводила в Америке. По ее словам, проживание за границей поначалу оказало на нее сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды.
В своем коротком эссе того времени «Надежда и опора» Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «Там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как «свисслоуфетный творог», «послайсить», «полпаунда чизу» и «малосольный салмон»». После четырех месяцев пребывания в Америке Татьяна Никитична отмечала, что «мозг ее превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году Толстая начинает журналистскую деятельность. Она ведет собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии.
Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в газете «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В 1998 году выходит книга «Сестры», где под одной обложкой публикуются рассказы Татьяны Толстой и ее сестры Наталии Толстой.
Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году Толстая стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.
Роман «Кысь»
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала. В этом же году были изданы еще три книги: «День», «Ночь» и «Двое».
Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза», а также литературную премию «Триумф». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».
Татьяна Толстая считает, что русский народ – это «Удаль, Долготерпение и Авось. Сошлись эти черты вместе – есть русский народ; не сошлись – нет русского народа». При этом, согласно мнению литературных критиков, творчество Татьяны Толстой заключается в синтезе определенных черт реализма, модернизма и постмодернизма.
Последние новости России и Мира читайте здесь, на БлокнотРУ
#Новости России и мира#Новости России
#Новости мира