Волгодонец, из которого выбили признание в ограблении, с помощью журналистов добился оправдания и признания потерпевшим. Теперь надо наказать садистов.
Два последних года редакция «Блокнота» и лично его главный редактор Олег Пахолков боролись за справедливость в деле жителя Волгодонска Сергея Мурашова, который в 2018 году был осужден по сфабрикованному делу, и добивались возмездия для жестоко избивших его полицейских.
Выпустив около сотни статей, удалось создать вокруг этого скандального дела общественный резонанс на федеральном уровне. Пахолков лично участвовал в митингах, которые волгодонцы устраивали в защиту Мурашова, и привлек к этой ситуации внимание московских экспертов. И вот, наконец, после многочисленных усилий справедливость восторжествовала: Мурашов официально признан невиновным.
Уголовное преследование в отношении молодого человека, которому вменяли грабеж, прекращено по статье «Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления». Отменена действовавшая в отношении него подписка о невыезде. Кроме того, Фемида признала за Мурашовым право на реабилитацию. Правда, за это время молодой человек успел отсидеть весь срок, который в 2018 году назначила ему судья Волгодонского районного суда Ирина Коваленко.
«Отдельный привет я хочу передать следователям волгодонской прокуратуры, которые несколько раз закрывали дело по факту избиения Сергея Мурашова и не давали ему ход. Которые не видели никакого преступления, не могли определить лиц, при этом на пацане живого места не было. Вас бы на такие растяжки посадили — посмотрел бы я на вас», — прокомментировал исход борьбы за оправдание Мурашова главный редактор сети изданий «Блокнот» Олег Пахолков.
Еще один привет он передал судье Волгодонского районного суда Ирине Коваленко, которая видела полностью сфабрикованное обвинение, и при этом вынесла беспрецедентное решение по такому делу — и «пацана отправили в реальную тюрьму, где он чуть не лишился жизни».
Более трех лет полноценной жизни отняли у Мурашова, с учетом следствия, судов и прочего — и в итоге пришли к изначально известному выводу о том, что он не мог находиться на месте преступления в то время, когда оно было совершено. Это подтверждалось биллингом и показаниями друга Сергея.
Задержание Сергея Мурашова
В мае 2017 года отряд ДПС задержал Сергея Мурашова, который внешне подходил под ориентировку на подозреваемого в ограблении Елены Иващенко. На девушку напали на улице. Деньги, которые у нее отобрал грабитель, через несколько часов были найдены на том же месте — и возвращены потерпевшей в ходе следствия.
При задержании у Мурашова не обнаружили никаких улик, которые могли бы свидетельствовать о его причастности к нападению на Иващенко, но доблестные правоохранители поднатужились и родили блестящую версию о том, что молодой человек сумел «сбросить» украденные деньги в аккурат перед тем, как его настигла полиция.
В деле есть свидетель по фамилии Филатов. Внешне он весьма похож на Мурашова. Имеет судимости — несколько, то есть является рецидивистом. Через полгода после нападения на Иващенко у него нашли мобильный телефон девушки. Напрашивается логичный вывод о том, что грабил ее Филатов. Но к тому моменту Мурашова уже крепко взяли в оборот и не собирались отпускать.
Явка с повинной под пытками
После задержания Сергея привезли в отдел полиции №2 МУ МВД «Волгодонское». Он не сопротивлялся, поскольку никакого отношения к ограблению не имел и был уверен, что вскоре недоразумение прояснится. Но, оказавшись в кабинете сотрудников угрозыска, Мурашов понял, что попал в кошмар, который только начинается. Под пытками, с применением психологического давления и причинением телесных повреждений, из него выбили письменное признание в том, чего он не совершал.
Впоследствии Сергей рассказал, что оперативники прижали его лицом к стене, накинули на голову капюшон, вынудили расставить ноги, при этом нанося удары по голове и особенно по затылку. Экзекуция продолжалась, по ощущениям Мурашова, от 20 до 30 минут и закончилась лишь после того, как он согласился подписать явку с повинной.
Выбравшись из того страшного кабинета, Сергей сразу же отправился снимать побои и заявил, куда только мог, что его вынудили признаться.
Молодой человек пожелал взять свои показания назад и потребовал привлечь оперативников к ответственности за превышение полномочий. Но их начальство, Следственный комитет и прокуратура никакого состава преступления в действиях полицейских не увидели.
Следователь по фамилии Савин отказался заводить уголовное дело о пытках. Так называемые стражи порядка, избивавшие Мурашова, резво отчитались о раскрытии ограбления, а на суде потом единодушно и бойко рассказывали, что молодой человек сам себя избил в попытке избежать ответственности.
Справедливость по версии судьи Коваленко
Материалы дела, «сшитого» на Мурашова, не выдерживали даже минимальной критики. Биллинг сотовых телефонов Сергея и потерпевшей показал, что в то время, когда, согласно показаниям девушки, на нее напали, Мурашов физически не мог оказаться на месте преступления. Это подтвердил и его друг по фамилии Голинько, который дал письменные показания о том, что в момент ограбления Сергей находился рядом с ним.
Соответственно, у молодого человека имелось внушительное алиби, которое обвинение должно было бы опровергнуть. У самого обвинения из доказательств имелось только признание самого Мурашова, выбитое под пытками. Но оказалось, что судья Волгодонского районного суда Ирина Коваленко вполне способна закрыть глаза на алиби, поверить рассказам полицейских про «сам себя избил» и в конечном итоге признать вину Сергея доказанной.
Грабеж с применением насилия, приговор — два года колонии общего режима. К моменту его вынесения Сергей уже провел под домашним арестом 15 месяцев. Соответственно, за решеткой ему предстояло отсидеть около девяти месяцев. В СИЗО Новочеркасска молодой человек, доведенный до отчаяния, попытался покончить с собой. После «курса лечения» в тюремной больнице МОТБ-19 его этапировали в ИВС Волгодонска.
Дело о пытках в полиции
Тем временем о его деле уже вовсю писали издания сети «Блокнот». Историю вопиющего произвола на нескольких уровнях власти удалось вывести на федеральный уровень, привлечь внимание членов Общественной палаты и Госдумы. В результате было возобновлено расследование по поводу пыток и психологического давления с целью выбить из Мурашова явку с повинной.
По возвращении в Волгодонск Сергей прошел тест на полиграфе, подтвердив свою невиновность в ограблении Иващенко и правдивость рассказа об избиении в отделе полиции. Сотрудники угрозыска, которые выбивали из него признательные показания, от детектора лжи отказались.
В декабре 2018 года областной суд отменил приговор, вынесенный г-жой Коваленко, и назначил повторное рассмотрение дела Мурашова другим составом. Подключились региональная прокуратура и СУ СКР по Ростовской области — и все шестеренки машины правосудия, наконец, завертелись. Нападение на Иващенко расследовали заново, показания Сергея о пытках рассмотрели объективно, а не как судья Коваленко.
В январе 2019 года на неустановленных сотрудников отдела полиции №2 МУ МВД «Волгодонское» завели уголовное дело о превышении должностных полномочий. В марте Мурашова признали потерпевшим.
При этом МВД отказывалось назвать фамилии тех, кто его пытал. Из-за этого в июне 2019 года жители Волгодонска, среди которых был и главред «Блокнота» Олег Пахолков, вышли на массовый пикет против пыток и с требованием выдать имена садистов. Организаторами акции выступили Сергей и Татьяна Мурашовы.
Теперь им предстоит новая битва за справедливость — нужно добиться, чтобы полицейских, которые били и пытали Сергея, признали виновными и наказали. И «Блокнот», разумеется, с готовностью в этом поможет.