Оба Ильи родились примерно в одно время. Первый с первыми выстрелами предпочел ретироваться из России, второй остался на родине.
За прошедшие 15 месяцев СВО стало окончательно понятно размежевание пишущей и снимающей тусовки на тех кто «здесь» и кто «там». Коснулось это и популярных блогеров. И представляется интересным проследить судьбу наиболее знаковых лидеров в одном из направлений русского блогерства, а именно урбанистического, как раз в контексте раскола сообщества.
До СВО было два наиболее видных представителя в этой сфере – Варламов* (имя, ставшее маркой) и Варандей (это не имя, а название канала в ЖЖ). Оба Ильи родились примерно в одно время. Первый с первыми выстрелами предпочел ретироваться из России, второй остался на родине. Выбор и того и другого легко можно было предсказать тому, кто интересовался их творчеством до 2022 года.
Варандей - олицетворение здравого русского смысла, Варламов* – взгляд на «эту страну» столичной космополитической тусовки. Мировоззренческим расхождения соответствуют и стилистические.
Варандей предпочитает старый добрый ЖЖ. Варламов* активно осваивает новые возможности Интернета, в том числе Ютьюб. Варандей - «Прокудин нашего времени», как назвал его один из блогеров, имея в виду Прокудина-Горского – основоположника цветной фотографии в России, изъездившего до революции полстраны, и сделавшего ставшие классикой снимки ее людей, городов, пейзажей. Варламов* вообще профессиональный фотограф, и снимает очень хорошо, но язык не повернется назвать его «Прокудиным», слишком уж разное отношение к родной стране.
Варандей пишет разумно и обстоятельно, порой с длиннотами, отчего представляешь себе немолодого человека, уже хорошо пожившего, хотя ему нет и сорока. Впрочем, Варламову*, который на пару лет старше, сорок будет только в следующем году. Но от него впечатление именно как от юного хипстера, смотрящего на вещи по-европейски, продвинутого и современного. Собственно, модным словечком «урбанист» назвать можно только Варламова*. Варандей, скорее, просто путешественник, он не пытается учить и объяснять как надо жить – чем занимается Варламов*.
Варламову* истина известна, и он ее доносит. Варандей описывает увиденное и пытается его осмыслить. Стандарт Варламова* – это западный образ жизни, все что ему не соответствует, осмеивается. Варандей ценит то, что есть в России. Варламов* страну откровенно не уважает и ее аборигенов. У него стеб и нескрываемое презрение. Достаточно несколько заголовков постов: «Магнитогорск: величественный город-вонючка», «Шахты: самый унылый и неприветливый город России», «Тырныауз - умирающий город-помойка». А вот как пишет Варандей: «Тырныауз - самый высокий город России». Как говорится, почувствуй разницу. Заголовки у Варандея обычно неэмоциональные, констатирующие – «Мичуринск. Часть 3: столица «мичуринских садов».
Взгляд Варламова* – всегда взгляд сверху, он тонкая столичная штучка. Сам девиз его блога «Только крокодилы спасут эту страну от мудаков!» показывает отношение к рядовым россиянам. И ему всегда нужен элемент сенсационности, чтобы привлечь внимание. Варандей за популярностью не гонится, и соответственно, читателей у него на порядок меньше.
Варламов пробует себя в разных жанрах - он и берет интервью, и снимает циклы о путешествиях, как сейчас об Америке, и даже торгует своим кофе - «спешелти кофе в дрип-пакетах» (уж писал бы тогда «кафи» раз ему так ненавистен русский язык). Варандей стремится развиваться не в ширь, а вглубь – размышляет о судьбах тех или иных городов и местностей, сравнивает как меняются они с течением времени. Он больше писатель, пишет хорошим русским языком, в отличие от «рашн пиджин» Варламова*. Хотя у него также много фотографий, лично мне кажется, что как мастер слова он выше чем фотограф, и Варламов*, все-таки, снимает лучше.
Варандея можно читать и читать как огромную книгу путешествий, где иллюстрации играют вспомогательную роль. Варламов* же, скорее, иллюстратор, у которого тексты подчинены фотографиям. Его проблема в том, что он стремится показать себя экспертом и аналитиком, хотя таковым не является. Просто нахвататься модных словечек и понятий - это еще не профессионализм. У него острый глаз, но ему этого недостаточно, и он хочет, чтоб его считали обладателем и острого языка.
Я вполне могу себе представить, что тексты Варандея в итоге можно выпустить отдельной книгой, она не устареет и будет читаться и через двадцать лет. А Варламова* представить в таковом качестве невозможно. Он сугубо на злобу дня, здесь и сейчас. Это не случайно – его сетка сайтов, каналов и прочего – коммерческое предприятие, заработок для него основное. А Варандей - не коммерсант, хотя и живет со своего блога.
Более того, Варламов* пробовал себя в политике, крутился в тусовке возле Навального, Каца, пытался пойти на мэра Омска. Да и, думается, будет пробовать себя еще, если окажется благоприятной конъюнктура. Сама его эмиграция - это политический жест. Варандею же политические и общественные амбиции совершенно чужды.
Читать размышления Варандея одно удовольствие. Это не пошлые обличения «начальства» или тупых совков как чаще всего у Варламова, а продуманная глубоко личная позиция. Позволю себе процитировать навскидку: «Я когда слышу, что регион спасет свой человек, вспоминаю, как ехал в поезде с одним дагестанцем. И дагестанец говорил, что в Дагестан надо присылать русских чиновников, потому что они будут хорошо работать, чтобы побыстрее оттуда выбраться, в то время как у местных все схвачено, и они настроены провороваться, несколько лет законно отсидеть и выйти на безбедную старость.
… На самом деле я не понимаю, какая линия поведения Центра была бы оптимальна для Дальнего Востока… Относиться к нему по-особому, вкачивать дополнительные средства, оставлять прибыль внутри региона, создавать замкнутую систему управления из местных кадров - в теории красиво, но как показал опыт национальных окраин СССР, на практике все это выльется в чувство превосходства над «среднерусскими» у населения и национал-карьеризм у элит».
Вспоминает он и про Варламова*: «Тем более не стоит завидовать грозненцам, если вы варламит-урбанист. На центральных улицах, конечно, стоят симпатичные модные остановки - но подходят к ним в лучшем случае потрепанные жизнью ПАЗики».
«Скажу неприличную в обществе российских интеллектуалов вещь, но мне «батяня-Рамзан» симпатичен. Это безмерно архетипический образ - грубоватый, неотесанный, жестокий вожак, бесконечно верный тем, кто ему верен. Не абрек, не имам-фанатик, а «батька-атаман», как где-нибудь в казачьей вольнице».
Очень много у него интересных наблюдений об Украине, по которой он также немало поездил. Например: «Еще с 2011 года меня не покидает мысль, что на глубинном уровне конфликт Украины - не национальный и даже не идейный, а классовый: противоречие двух не понятных друг другу образов жизни. С одной стороны – «труженик-собственник», эволюционировавший из вольного крестьянина в фермера, мелкого предпринимателя, гастарбайтера, фрилансера; с другой - пролетарий, колхозник, служащий, словом «винтик системы» на одной из ступеней карьерной лестницы».
Раскол 2022 года обозначил дальнейшие пути эволюции наших крупнейших блогеров. Варламов*, который ранее мог сотрудничать с «прокремлевскими» в тех или иных проектах, окончательно порвал с Россией. Теперь он «человек мира», его аудитория – эмигрантская тусовка в первую очередь. Американцы или англичане его читать, понятно, не будут. А это всегда сильное сужение горизонта, погружение в дрязги и сплетни, утрата связи с землей. Варандею мысль об эмиграции по определению чужда. Он слишком погружен в почву. Резкая перемена ситуации на Украине, да и в России, теперь дают ему возможность начать новый этап работы.
* признан в России иноагентом
Самое интересное: