В 1978 году из-за преследования властей Довлатов вместе со своей матерью по израильской визе эмигрируют из СССР.
Также 24 августа День рождения картофельных чипсов, День консервного ножа, Международный день против нетерпимости, дискриминации и насилия, основанного на музыкальном предпочтении, образе жизни и дресс-коде и День памяти священномученика Евпла Катанского, а также в этот день в 1904 году в России были отменены телесные наказания, а в 1991 году Михаил Горбачев объявил о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС и призвал ЦК к самороспуску.
Подробнее поговорим о весьма оригинальном человеке и писателе Сергее Донатовиче Довлатове (1941-1990), которого не стало 24 августа 1990 года. Сергей Довлатов писал, что через его жизнь прошли три города: Ленинград, Таллин и Нью-Йорк. К ним можно добавить и Пушкинские Горы — там два лета подряд Довлатов работал экскурсоводом в Музее-заповеднике имени А.С. Пушкина «Михайловское». Эти точки на карте стали фоном, на котором разворачивались события довлатовских произведений.
Известный во всем мире писатель Сергей Довлатов своим творчеством внес неоценимый вклад в мировую литературу, а его биографию считают реальной историей всего русского народа с середины и до конца XX века.
Детство и юность
Родился Сергей Довлатов 3 сентября 1941 года в Уфе, столице Башкирской АССР, в семье театрального режиссера Доната Исааковича Мечика и актрисы, а впоследствии корректора, Норы Сергеевны Довлатовой. В Уфу его родители и бабушка были эвакуированы из Ленинграда в июле 1941 года и жили в доме сотрудников НКВД до 1942 года, когда были дальше эвакуированы в Новосибирск. С 1944 года Довлатов жил в Ленинграде.
В 1959 году Сергей поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года. Довлатов общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и писателем Сергеем Вольфом («Невидимая книга»), а также художником Александром Неждановым.
Из университета Довлатов был исключен за неуспеваемость. Служил три года во внутренних войсках в охране исправительных колоний в Коми АССР (поселок Чиньяворык, около 70 км юго-западнее города Ухты). По воспоминаниям Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде».
Литературная деятельность в СССР
Сергей Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы. После института он работал в газете «Знамя прогресса» ЛОМО. Был приглашен в группу «Горожане», основанную Марамзиным, Ефимовым, Вахтиным и Губиным, работал литературным секретарем Веры Пановой. 30 января 1968 года Довлатов впервые в жизни выступил перед публикой на «Вечере творческой молодежи Ленинграда».
С сентября 1972 года по март 1975 года писатель жил в Эстонской ССР. Для получения таллинской прописки около двух месяцев он работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония».
Позже Довлатов был принят на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии», заняв должность ответственного секретаря, являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин». Осенью 1972 года Довлатов был принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония».
В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Однако набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.
Сергей Довлатов работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под городом Псковом (Михайловское). В 1975 году он вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костер», писал прозу.
Журналы отвергали его произведения по идеологическим причинам. Опубликованы были лишь повесть в «Неве» и рассказ «Интервью» на производственную тему в «Юности» (1974), за последний он получил солидные по тем временам 400 рублей. Также ему удалось напечатать более 10 рецензий в «Неве» и «Звезде». Публиковался Довлатов лишь в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976 году он был исключен из Союза журналистов СССР.
Жизнь в эмиграции
18 июля 1978 год Довлатов был задержан и арестован на 15 суток якобы за хулиганство. Уже 24 августа из-за преследования властей Довлатов вместе со своей матерью по израильской визе эмигрируют из СССР. Первоначально они прилетают в Вену, где задерживаются на полгода в ожидании въездной визы в США.
Наконец, после получения визы американского посольства 22 февраля 1979 года Довлатов прибывает в США и поселяется в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где становится главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги довлатовской прозы.
К середине 80-х годов Довлатов добился большого читательского успеха, печатался в журналах Partisan Review и The New Yorker. За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. Готовя к печати свои ранние произведения, он переписывал их, а в завещании оговорил запрет на публикацию всех текстов, созданных им в СССР.
В СССР до начала политики Перестройки и гласности писателя знали по самиздату и авторской передаче «Бродвей 1775» на Радио «Свобода». С 1989 года произведения Довлатова начали появляться и в советской прессе: в майском номере таллинского журнала «Радуга» были напечатаны ранние (но заново переписанные автором в эмиграции) рассказы «Марш одиноких» (1967) и «Голос» (1968), в июльском номере журнала «Октябрь» рассказы из книги «Чемодан», а в октябрьском номере журнала «Звезда» повесть «Филиал».
Пристрастие к алкоголю
Сергей Довлатов страдал алкоголизмом. Хорошо знавший Довлатова Александр Генис писал: Сергей ненавидел свои запои и бешено боролся с ними. Он не пил годами, но водка, как тень в полдень, терпеливо ждала своего часа. Признавая ее власть, Сергей писал незадолго до смерти: «Если годами не пью, то помню о Ней, проклятой, с утра до ночи»».
В своем интервью скульптор Эрнст Неизвестный отмечает: «Дело в том, что я с ним пил. Его пьянство, с точки зрения психиатрии, да для этого не нужно быть психиатром, любой пьющий мужик это знает, это была форма самоубийства. Именно так, как он пил. Не в смысле много, а психологически как. Он как бы втыкал нож в свое сердце и говорил: «На тебе, на тебе, на тебе»… Это было темное русское пьянство, которое здорово, здорово отражено в песнях Высоцкого: «Что за дом притих…», «все не так! Все не так, ребята». Поэтому какое-то стремление куда-то убежать, а куда бежать? — в смерть, у него, конечно, было».
Скончался Сергей Довлатов на 49-м году жизни от сердечной недостаточности 24 августа 1990 года в Нью-Йорке. Книги С. Довлатова — «Зона», «Чемодан», «Заповедник», «Рассказы» — включены в перечень 100 книг, рекомендованных Министерством образования и науки России к самостоятельному прочтению школьниками.
Довлатов на протяжении четверти века является одним из самых читаемых, часто и многотиражно издаваемых русских писателей. Наряду с Иосифом Бродским и Александром Солженицыным он входит в тройку наиболее известных на Западе русскоязычных авторов второй половины XX века. Произведения Довлатова переведены более чем на тридцать языков мира.