Первый вице-премьер Игорь Шувалов призывает до 2018 года провести структурную перестройку российской экономики. Эксперты считают, что заявленные цели в среднесрочной перспективе достичь невозможно. На это может уйти от 5 до 10 лет.
Структурные преобразования в российской экономике должны иметь более четкий формат и их необходимо провести в течение короткого времени, считает первый вице-премьер Игорь Шувалов.
- Повестка России по структурным преобразованиям должна быть переформатирована. Она должна иметь очень короткий период времени, например, трехлетний цикл, - сказал он, выступая на деловом завтраке Сбербанка в рамках Всемирного экономического форума в Давосе.
По словам чиновника, речь должна идти об отдельной повестке реформ, которая будет обсуждаться публично.
- Это не антикризисный план. Для правительства сейчас главная задача - провести реформы, чтобы в короткий срок показать, что с нами можно работать, несмотря на то, что рубль подешевел, - подчеркнул Шувалов.
Независимые эксперты согласны с тезисом необходимости проведения структурных реформ российской экономики, однако они ставят под сомнение сроки, заявленные Шуваловым.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев полагает, что задача может быть решена за 4-5 лет. И то при самых благоприятных раскладах и не в полном объеме. Еще с большим пессимизмом оценивает перспективы структурных реформ директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. По его мнению, речь может идти минимум о 7-10 годах.
- Нереально сделать в полном объеме то, что правительству не удалось сделать при куда более благоприятных условиях за последние 15 лет, - считает Николаев.
По его мнению, три года – срок достаточный для частичных структурных реформ, но не более того. Создать инновационную экономику, развить конкуренцию, реформировать судебную систему, обеспечить защиту частной собственности едва ли возможно. В ближайшие годы правительству работать придется в режиме пожарной команды. И не все в его власти, уверен Николаев.
- В нынешний кризис мы вошли еще до введения санкций и падения цен на нефть. А вот выйти из кризиса без отмены санкций не получится, - подчеркнул он.
В свою очередь Гринберг говорит о том, что приоритетом для правительства должно стать не столько импортозамещение, сколько экспортозамещение. Важно чтобы в структуре российского экспорта перестали доминировать нефть и сырье.
- Минимум 50% нашего экспорта должно приходиться на продукцию с высокой добавленной стоимостью, - говорит ученый.
- Надо провести инвентаризацию всего производственного ландшафта. Особое внимание – транспортному машиностроению. Важно определить, где мы в состоянии наладить серийное производство продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, - говорит Гринберг.
Впрочем, он не уверен, что в среднесрочной перспективе задача выполнима. Ведь настоящие проблемы только начинаются – объемы производства стремительно падают, со всей остротой может встать проблема безработицы. При таких раскладах правительству придется в авральном порядке латать дыры в бюджете, предотвращать рост социальной напряженности. И правительству будет явно не до структурных экономических реформ.
Фото: «Коммерсантъ»