Инициатива по (само?)выдвижению Юлии Волковой в депутаты от Ивановской области, в общем-то, не удивительна. Политика в России давно представляет собой одну видимость, публичных лидеров фактически нет. О том, чем занимаются 450 депутатов Госдумы население практически ничего не знает. Даже ярких парламентариев, ораторов, авторитетных специалистов в каких-то вопросах, по сути, не существует.
Люди смотрят на Думу как на бесполезное учреждение. Депутатов охотно ругают за безделье и проматывание народных денег, но этим и ограничиваются. Власть давно уже отчуждена от избирателей и россияне с этим смирились. Поэтому в условиях отсутствия нормальной конкуренции в парламент проходят те, кого отбирают сверху по преимуществу. Особенно в списках «партии власти». Основных категорий несколько – нужные правительству лоббисты, почетные отставники, которых нужно пристроить и медийные личности, которые необходимы для привлечения внимания.
Спортсмены и эстрадные звезды, которых так любят проводить в Думу последние лет пятнадцать, относятся именно к последней категории. Порой они даже известностью пользуются весьма относительной, а попадают в парламент по блату и по знакомству – сильным мира сего приятно сделать одолжение то ли самим артистам, то ли тем, кто за ими стоит.
Так Мария Максакова стала депутатом, судя по некоторым воспоминаниям, почти случайно, Суркову захотелось показать свою власть и щегольнуть своими возможностями, и сделать «доброе дело» для певицы, хотя ценность ее для «Единой России» была более чем сомнительна, и вряд ли она привлекла дополнительные голоса. Подобным образом в прежние времена дарили деревни своим фаворитам, награждали их званиями и орденами с барского плеча. Более того – в итоге Максакова доставила «ЕР» массу проблем и неприятностей, и ее пришлось со скандалом исключать из партии, а сама она на какое-то время даже обратилась в политическую эмигрантку на Украине.
Мария Кожевникова в том же году, что и Максакова стала депутаткой – в свои 27 лет, и с минимальным, в общем-то, опытом в кино. Что она могла такого привнести в работу Госдумы, ради чего ее туда стоило тянуть – понять трудно. При этом за время депутатства она трижды была беременной и дважды рожала. С одной стороны это, конечно, похвально, но с другой вызывает серьезные сомнения в эффективности ее работы.
Думается, Кожевникова, отчасти и Максакова, попали в парламент по квоте «разбавить серьезные лица депутатов». Понятно, что от них никто серьезных свершений по части законодательства не ждал, как не ждали их от Валуева или Карелина. В нынешнем составе могут оказаться кто угодно, если в Кремле решат, по каким-то своим, непонятным для широкой публики соображениям, что X или Y могут оказаться полезными.
Юлия Волкова, на фоне тогдашней Кожевниковой совсем не девочка. Для чего это ей нужно, ее ли это инициатива, или чья-то еще – пока неизвестно. Можно только предполагать ее возможную мотивацию. Бывшая «татушка», разумеется, никакая не певица, не актриса в высоком или серьезном смысле этого слова. Талантов у нее нет совсем, если не считать самых-самых зачаточных, наподобие умения держаться на сцене или двигаться в такт музыке. Но на такое способны в одной только РФ сотни и сотни тысяч.
Успех «Тату» - единственное достижении России по части поп-культуры за последние тридцать лет - объяснялся, разумеется, не какими-то способностями Лены и Юли, выступавших в роли манекенов, а продюсерскими талантами Ивана Шаповалова, впрочем, оказавшимися во временной перспективе тоже достаточно скромными. Но главное он понял верно – надо нарушать табу, и этим можно привлечь внимание. На провокативе «Тату» и поднялись, правда, быстро закатившись. Но фигурки двух целующихся девочек-подростков, похожих на японские манги, в памяти остались. В истории с «Тату» они вытащили лотерейный билет, а потом удача закончилась. На их месте мог оказаться кто угодно, но волей судеб оказались именно они.
Поскольку талант в шоу-бизнесе современном не требуется, ясно, что каких-то вокальных и прочих данных у Лены-Юли не было. Поэтому их дальнейшая история – это история двух юных ветеранш сцены, пытающихся где-то как-то пристроиться и устроиться. Былая слава не дает совсем уж упасть, и сказать, что они окончательно сгинули – нельзя, но и похвалиться им (давно разошедшимся) нечем.
В принципе, для Волковой попасть в Госдуму – совсем неплохо, пять лет стабильной зарплаты в полмиллиона, поездки, служебная машина, кабинет, помощники. Не думаю, что сейчас она материально обеспечена лучше. Опять-таки, обзаведение полезными знакомствами и связями. А с прицелом на старость – и пенсия депутатская. Так что есть ради чего постараться пролезть.
Другой вопрос – а что с нее поимеет «Единая Россия»? Тут можно только гадать. Одно дело, если Волкова – самовыдвиженка, и это ее личная блажь/инициатива. Другое – если за ней кто-то стоит и в городе невест она объявилась неслучайно. (Удивительно, почему не додумались пригласить на праймериз знаменитую «Свету из Иваново», но, может, еще и пригласят)
Это можно подать и как модернизацию образа «ЕР» - мол, мы не такие зажатые и строгие и недоступные. И использовать как средство оживления интереса к первичному голосованию, мол, все флаги в гости к нам, в том числе и знаменитая татушка, приходите и вы, двери открыты для всех, социальный лифт работает. Иными словами, в данном варианте главное не победа, а участие, создание шума и фона.
Опять-таки, нельзя и исключать и некоего спонсора-благодетеля, из-за кулис проталкивающего Юлю в депутаты – российская политика славится своей закрытостью, и многие вещи становятся известными лишь много спустя, как это произошло с Максаковой.
Но в любом случае история с выдвижением Волковой – это история про отсутствие нормальной политики, которую заменяет шоу. Человек безо всякого политического или общественного бэкграунда рвется вдруг в депутаты. Но только политика - это не шоу, Зеленский на Украине, наверное, это уже хорошо понял. Тут необходим конкретный результат – в экономике, социалке, дипломатии, обороне.
Сегодня в РФ можно позволить держать в Думе спортсменов и актеров, ибо есть кому управлять и принимать решения, а функция «звезд» - чисто декоративная. Но если в новый состав парламента опять пройдут Вассерманы и Юли Волковы, это будет означать, что и следующие пять лет изменений не произойдет, что Кремль «затачивает» Думу под выполнение прежних – непрофессиональных - функций. И это - симптом.