Политолог Борис Кагарлицкий – о том, чем опасно слияние и поглощение территорий внутри страны
Объединение регионов России вновь стоит на повестке. Глава Татарстана Рустам Минниханов сообщил о возможности создания Поволжской агломерации. Он отметил, что центром притяжения нового образования может стать Татарстан. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в свою очередь сообщил: доля Москвы и Петербурга в ВВП страны будет увеличиваться. «В противовес этому нужно создать несколько агломераций. Поволжье, Краснодар, Ростов способны на это, частично – Новосибирск, Томск», – указал Кудрин. Ранее тему возможного объединения регионов реактуализировал губернатор Ульяновской области Алексей Русских, который предположил, что эти вопросы будут решаться на уровне администрации президента. О возможности перекройки карты страны и потенциальных рисках, связанных с этим, «Блокноту» рассказал профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Борис Кагарлицкий.
Вопрос об укрупнении регионов начал обсуждаться еще в конце советской эпохи. С тех пор он регулярно всплывает в повестке дня. В экономическом плане такая реформа и в самом деле назрела. Дело в том, что у нас вокруг каждого крупного города организовали «свою» область. Территории получились во многих случаях слишком малыми, чтобы стать экономически самодостаточными и проводить самостоятельную хозяйственную политику, маневрируя ресурсами.
Кроме того, в некоторых регионах появился «второй город» (как, например, Череповец в Вологодской области, Старый Оскол на Белгородчине, Новокузнецк в Кемеровской области и т. д.). Между «главным» и «вторым» городом неминуемо возникает конфликт (кстати, неслучайно, в США столицей штата часто выбирали не самый значимый его город, ставя основные деловые и культурные центры в равное положение).
Наконец, в силу специфики управления, межрегиональные связи, включая даже необходимое транспортное сообщение, развивались у нас слабо. Часто между двумя соседними городами из разных регионов связь слабее, чем с Москвой. Укрупнение областей помогло бы улучшить сообщение хотя бы между теми центрами, которые попали в один и тот же укрупненный регион.
Но если проводить реформу систематически в масштабе страны, есть две проблемы. Первая состоит в том, по какому принципу объединять. Кого с кем сливать, где будет столица и т. д. Логика объединения может быть разной, от учета исторических границ российских губерний, до ориентации на экономические и транспортные связи. В процессе объединения может возникнуть масса конфликтов и противоречий. Как они будут разрешаться? Получат ли граждане регионов право влиять на решение? Как быть с устоявшимися региональными элитами? Как быть с национальными автономиями? Оставить их в прежних границах? Понизить их статус? Сливать? Тут прямо ящик Пандоры.
Однако вторая проблема еще значительнее. Укрупнение регионов имеет смысл лишь в том случае, если одновременно будет существенно увеличена их самостоятельность в экономических и финансовых вопросах. Если все на дотациях, если все решают в Москве, то какая в сущности разница, где проведены границы? А Кремль ни о какой децентрализации и регионализации управления пока что и слышать не хочет. Так что не исключено, что реформа либо забуксует в очередной раз, либо будет проведена формально-бюрократически, а потому — неэффективно.