Депутаты решили протащить ряд крайне интересных «новаций».
Единороссы Госдумы подготовили очередные поправки в российское избирательное законодательство. Прикрываясь необходимостью проведения выборов на освобожденных в ходе СВО территориях, парламентарии решили протащить ряд крайне интересных «новаций».
Поправки полностью упразднят какое-либо нормальное наблюдение за происходящим на избирательных участках. Оппозиционным кандидатам по воле губернаторов может быть запрещено собирать мелкие пожертвования на кампанию, а дополнительные списки избирателей, за счет которых многие единороссы «побеждали» на местных выборах, переведут в неконтролируемый оппозицией электронный вид.
О поправках, подготовленных в Госдуме в избирательное законодательство рассказала газета «Ведомости». Авторы изменений активно выдвигают вперёд изменения, связанные с выборами на новых территориях. Как известно, там с осени прошлого года действует военное положение, при котором, по действующим нормам, проводить выборы просто нельзя. Этот запрет отменяется, но с большим количеством важных оговорок: процедуру голосования может официально инициировать губернатор одной из новых территорий, обратившись в Центризбирком. А там, посоветовавшись с Минобороны и ФСБ, должны в пятидневный срок разрешить или запретить проведение голосование. Кампании при военном положении можно приостанавливать, менять их сроки и другие важные обстоятельства. Но тем не менее, даже такие выборы могут позволить местным жителям наконец-то избрать себе новую власть.
Однако под пеленой таких ярких нововведений содержатся серые и незаметные поправки, которые изменят выборы по всей стране, а не только в освобожденных регионах. И изменения эти, очевидно, будут на руку кандидатам от власти. Всего таких реформ три.
Исчезнут нормальные наблюдатели
Поправки, если их примут, уничтожат последние способы массовой и внезапной для фальсификаторов доставки наблюдателей на избирательные участки. Для этого депутаты планируют «кастрировать» права доверенных лиц кандидатов и партий. Сейчас люди, официально объявленные доверенными лицами, имеют право практически на всё: от проверки документов любого избиркома до наблюдения за подсчетом голосов. Депутаты предлагают полностью упразднять все права этих доверенных лиц «после окончания агитационного периода», то есть в день тишины перед, собственно, днём голосования. Доверенные лица сейчас могут курсировать между участками и наводить шорох не в каком-то одном месте, а в целом районе. Депутаты оставят им только маринеточную роль – агитаторов и надувателей щёк во время дебатов.
Вторая категория, которую пускают под нож – представители СМИ. Оппозиционные кандидаты часто находили дружественные издания, которые выдавали их наблюдателям десятки, а иногда даже сотни своих удостоверений. Журналисты, по закону, имеют право наблюдать за всем процессом выборов – вплоть до подсчета голосов и опечатывания урн. Если поправки будут приняты, то делать это смогут только те представители СМИ, у которых с редакциями есть трудовые договоры. А значит выплаты редакциями им зарплат вместе с отчислениями налогов и самых разных сборов во все возможные фонды. Ни один кандидат и ни одна редакция не напасется такого количества денег и юристов, чтобы грамотно сначала трудоустроить а после выборов уволить сотни «журналистов»-наблюдателей.
Ранее Госдума уже вырезала из законов возможность назначать членов избиркомов с правом совещательного голоса, которые тоже работали как оппозиционные наблюдатели. А самих официальных наблюдателей загнала в «резервацию»: их списки надо предоставлять избиркомам заранее и практически невозможно поменять этих людей уже в процессе выборов. Полная подконтрольность организаторам. В свою очередь, почти полностью неподконтрольных для «посторонних».
Удушение «народных» кандидатов
Во-вторых, авторы поправок предлагают дать губернаторам (формально – законодательным собраниям регионов им подконтрольным) право вводить минимальный порог суммы пожертвования, который не может превышать 3% от установленного объема избирательного фонда. Под такой витиеватой формулировкой скрывается возможность запрета сбора средств для «народных кандидатов».
В течение последних нескольких лет на выборах нередко (и весьма успешно) участвовали оппозиционные кандидаты, собиравшие деньги в свои фонды буквально обратившись к простым людям. Которые, симпатизируя кандидату или из желания не допустить победы очередного единоросса, скидывались оппозиционеру по 200-300 рублей. И так наполняли его избирательный фонд. Теперь дорогу к нормальной агитации, которая, как ни крути, стоит денег, для подобных людей – студентов, учёных, врачей, учителей – единороссы из региональных администраций и дум могут полностью перекрыть. Как только почувствуют опасность и увидят появление подобных выдвиженцев «снизу».
В первую очередь, это будет большим ударом по местным выборам, особенно в крупных городах. Там часто на выборы идут активисты, которые выступают за реформы в каких-то частях местной жизни вроде ЖКХ и благоустройства, а противостоят им кандидаты от власти, наполняющие свой фонд одним «забросом» денег от подконтрольных им организаций. Вторые пострадавшие – тоже на небольших выборах – это кандидаты от КПРФ, которым придется обходиться без небольших взносов от соратников.
Пути обхода этого правила уже понятны. Например, сбор пожертвований на какую-то постороннюю организацию, откуда они уже поступят в фонд кандидата большой «пачкой», а не поодиночке. Но много ли людей согласится давать на выборы понравившемуся кандидату не в его фонд, а в какое-нибудь «Рога и копыта», о котором гражданам обязательно расскажут представители кандидата от власти?
Избиратели Шрёдингера
Наконец, третье важное изменение — появление «электронных списков» избирателей, куда можно будет вносить вновь появившихся граждан, вдруг жаждущих проголосовать. Это одна из самых любимых и старейших схем получения «нужного» результата для многих кандидатов от власти. Сейчас она работает примерно так: перед днём голосования в «проверенную» участковую избирательную комиссию приходят дополнительные списки избирателей, «неучтённых», «переехавших» или просто работающих возле этого участка. От каждого из них «правильные» члены комиссий оформляют заявление на голосование, а также еще целую кипу бумажек. Теоретически (и не только) во всех этих документах грамотный и внимательный оппозиционный наблюдатель или кандидат легко может найти подвох. И спровоцировать громадный скандал со срывом всей схемы и угрозой поражения «ресурсного» кандидата.
Теперь жизнь таких выдвиженцев станет гораздо проще. «Дополнительные» списки избирателей будут составляться в электронном виде и заверяться электронными же подписями председателя и секретаря участковой избирательной комиссии. Откуда взялись, на каком основании появились и почему проголосовали эти люди реально проверить будет просто невозможно – инструментов для того у оппозиции нет.
В выигрыше окажутся кандидаты, владеющие заводами и пароходами, которые могут «пригнать» своих работников в нужную точку, чтобы те голосовали именно там, где нужно начальству. Оппоненты могут хоть обкричаться о том, что прямо на их глазах идёт подлог: формально всё будет законно.
Несмотря на все ограничения и выстроенную во многих регионах целую систему фальсификаций голосования, единороссы, похоже, продолжают бояться своих избирателей. И придумывают всё новые способы минимизации возможности своего поражения.
Автор: Николай Тройнин