Территории в борьбе с эпидемией стали получать все больше и больше полномочий.
Один из социально-политических парадоксов Covid-19 в России заключается в том, что коронавирус в нашей стране официально побежден. Страна с заразой справилась, вакцину раньше всех разработала и ордена соответствующим лицам уже розданы. Однако нынешняя пандемия чревата серьезными социально-политическими последствиями. Об угрозе регионализации и федерализации «Блокноту» рассказал социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко.
Сейчас можно услышать, что «в отдельных регионах» еще остаются очаги и «некоторые сложности». Акценты переставлены: проблемы не в стране, а на местах. Потому и бороться с проблемой приходится не на федеральном уровне, а в отдельно взятых регионах. Из такого видения ситуации исходит правительство России, спуская рекомендации и директивы в субъекты федерации.
Например, главам российских регионов дано указание до 16 ноября создать резервные койки для пациентов с коронавирусом и обеспечить лекарствами лечащихся на дому. А еще при необходимости вводить ограничения из-за коронавируса, «не допуская негативных экономических последствий». Задача поставлена - выполняйте!
Это на фоне ухудшающейся статистики по заболеваемости covid-19 по большинству регионов. На фоне нехватки не только инфекционных отделений и койко-мест, но - главное - врачей и прочего медицинского персонала. На фоне предельно скромных мер поддержки граждан и бизнеса.
Да, из центра в регионы будут направлены серьезные средства на закупку оборудования и медицинских расходников, на дополнительный фонд оплаты труда врачей. Уже направляются. И уже вовсю осваиваются. Но, во-первых, это практически не затрагивает малый и средний бизнес, предпринимателей и самозанятых, то есть тех, кто меньше других беспокоил государство предыдущие годы.
Во-вторых, не всякий «пожар» можно затушить деньгами. Нехватку врачей, которая формировалась долгими годами оптимизации медицины, не закрыть внезапными и разовыми дотациями.
Пандемия обнажила многие управленческие проблемы и центра, и регионов. Поэтому решения кабинета Михаила Мишустина, увы, высвечивают идеологию так называемой «технократии»: Центр - молодец, если кто не справился, то это - регионалы. Как встарь: Царь хороший, бояре бесчинствуют.
Но у такой политики переноса ответственности есть и обратная сторона с отложенным эффектом. Страшное слово «федерализация», которым россиян пугали, показывая по телевизору ужасы украинской жизни, потихоньку приходит в нашу реальность.
Вместе с ответственностью Центр передает в регионы и символическую власть. Пусть и связанную пока с ограничениями и проблемами, а не с «пряниками». Это то, что Кремль старался не допускать и минимизировать начиная с 2000-х: от губернатора вновь зависит повседневность россиян. Такого давно не было, и вот опять...
Федеральная власть с падающими рейтингами и растущими антирейтингами старается избегать негативных тем, делясь потенциальной непопулярностью с губернаторами. Их можно понять: в следующем году выборы в Госдуму - тот еще тест системы на прочность.
Иными словами, коронавирус и беспомощность федеральных властей перед ним, которую сегодня демонстрирует кабинет министров, запускают процесс передачи лидерских функций в регионы. Де-факто запускают регионализацию и федерализацию. Это, очевидно, не планировалось. Но выходит само собой. Вирус такой...