Политолог Сергей Станкевич – о нестыковках в громком деле об отравлении российского оппозиционера
Заявление канцлера Германии Ангелы Меркель, сделанное накануне, 2 сентября, взорвало повестку глобальных СМИ. Утверждается, что известный оппозиционер Алексей Навальный был «все всякого сомнения» сознательно отравлен неизвестными злоумышленниками, применившими боевое отравляющее вещество (ОВ) из группы «Новичок». Германия устами канцлера настаивает на расследовании. С заявлениями отметились НАТО, Евросоюз и США. Тень подозрений ожидаемо бросается на руководство России, которому Навальный изрядно досаждал своими разоблачениями. Однако политолог Сергей Станкевич обнаружил в этом резонансном деле немало нестыковок.
В России по эпизоду с Алексеем Навальным еще нет полноценного уголовного расследования. Зато в электронных СМИ и телеграм-каналах множатся домыслы и версии. Если попытаться логически и сценарно проанализировать самую неприятную для нас версию – о возможной причастности к «отравлению» неких лиц из руководства России – то в глаза бросаются как минимум четыре совершенно невероятных случая проявления предельного идиотизма.
Первый. Зачем вообще «травить»? Любая безвременная смерть столь знаменитого критика создает для власти вечный укор, а для ее противников – сакральную жертву гигантского масштаба.
Второй. Зачем применять «Новичок»? Это боевое отравляющее вещество само по себе однозначно говорит о причастности государства. И Россия - первая на подозрении, поскольку еще не завершен международный скандал по поводу отравления в Британии семьи Скрипалей. В этом деле уже были и спорный вердикт ОЗХО, и международные санкции авансом. Все живо, и у всех на глазах. Применять ОВ типа «Новичок» на таком информационном фоне – это все равно что оставить на теле жертвы наградной пистолет со своим именем и для верности – собственный паспорт.
Третий. Зачем применять ОВ таким образом, чтобы его действие проявилось в самолете? Могли пострадать тесно расположенные пассажиры и спутники, что сразу раскрывало факт атаки и ее характер.
Четвертый. Зачем впускать в страну немецкий самолет, прилетевший с целью эвакуации жертвы, заставлять его какое-то время ожидать, нагнетая напряжение? И зачем потом выпускать этот самолет с пациентом, понимая, что применение ОВ может вполне вероятно вскрыться уже в Германии? И прекрасно осознавая последствия?
Словом, в этой версии гипотетический злоумышленник из руководства России должен был бы действовать как клинический четырежды идиот, да еще и сознательный политический самоубийца.
Лично я не могу всерьез рассматривать такую версию. Думаю, что и любой здравомыслящий человек тоже.
Разгадку инцидента с Алексеем Навальным должно дать квалифицированное и объективное российское расследование. Которое, к слову, вправе при необходимости настаивать и на проведении следственных действий на территории Германии.