Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян рассказал «Блокноту», почему сворачивают производство самые успешные промышленные предприятия Старого Света .
Беспрецедентные антироссийские санкции, введенные по требованию США европейцами, пока принесли беды только им самим. Если посмотреть на самую успешную экономику Старого Света – Германию – то здесь растет инфляция, цены на продукты питания и энергоносители. И это не просто «удорожание жизни». Как рассказал нашему изданию аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян, сложившаяся ситуация вынуждает крупнейшие предприятия закрываться и перебираться в Китай: туда наши энергоресусры приходят по доступным ценам. Проблема в том, что, судя по поведению американских политиков, не исключено, что скоро от европейского бизнеса потребуют уйти и из Поднебесной. И тогда мировую экономику ждет настоящий шок.
Первый звоночек грядущего мирового кризиса уже прозвучал: банкротство американского банка Silicon Valley Bank (а затем и еще двух) вызвало панику в ЕС. В Европейском Союзе возникли опасения, что кризисная волна а США перекинется и на него, что в итоге и случилось. Акции швейцарского финансового гиганта Credit Suisse за один день потеряли 30% цены.
Кроме того, несмотря на аномально теплую зиму, запасы газа в подземных хранилищах стран Евросоюза опустились до 59,57%, свидетельствуют данные Gas Infrastructure Europe. Эксперты отмечают, что в настоящее время отказавшимся от российского газа европейским странам приходится переплачивать за поставки сжиженного природного газа для замещения трубопроводного топлива из России, однако значительно нарастить импорт относительно достигнутого в текущем году уровня будет непросто.
Но главная беда сложившейся ситуации не в риске замерзнуть – на это топлива хватит. А вот работа промышленных предприятий при сложившихся ценах и уменьшающихся запасах оказалась под угрозой. Аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян рассказал «Блокноту», что в той же Германии, по сути, началась деиндустриализация: крупнейшие немецкие компании (такие, как BASF) готовятся переезжать в Китай и США из-за высоких затрат на электроэнергию в Европе. Если это произойдет, тысячи рабочих мест будут сокращены:
«Официальное объяснение: рынок не может обеспечить предприятия энергией по ценам, близким к тем, которые они когда-то платили за российский газ, а правительство медлит с оказанием финансовой поддержки и предоставлением достаточного субсидирования. Кроме того, это вынудило нефтехимический немецкий концерн и одновременно крупнейшую химическую компанию Европы BASF объявить о закрытии нескольких заводов в Германии в рамках кампании по экономии средств», – рассказал Мелоян.
В частности, согласно сообщениям в СМИ, руководство BASF приняло решение закрыть завод по производству аммиака и соответствующие предприятия по производству удобрений в Людвигсхафене-на-Рейне на юго-западе Германии. Данное решение приведет к сокращению 2600 рабочих мест (около 2% от общего числа сотрудников). Помимо этого, в докладе немецкого концерна указывается, что в четвертом квартале 2022 г. производство химической продукции в Европейском союзе упало почти на 16%.
«Сегодня BASF является одной из нескольких крупных немецких промышленных групп, которые делают ставку на Китай. В последнее время там на средства концерна строится завод по производству пластмасс стоимостью 10 млрд евро, который будет удовлетворять растущий спрос в Китайской Народной Республике и в конечном итоге может стать заменой закрывающимся предприятиям в Людвигсхафене-на-Рейне», – пояснил аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.
А ведь немецкая химическая промышленность, представленная Bayer, BASF и множеством других малых и средних предприятий, является третьим по величине сектором экономики Германии после станко- и автомобилестроения. Отсюда, дорогостоящие энергоресурсы могут сказаться не только на сокращении производства широкого спектра химикатов, необходимых для автомобилестроения, сельского хозяйства, строительства и иных отраслей, но и рабочих мест.
Еще более сложная для Европы ситуация складывается в производстве алюминия. На протяжении десятилетий этот сегмент мирового рынка был переполнен избыточным предложением, но события последних лет подтвердили хрупкость глобальных цепочек поставок и зависимость европейских промышленных компаний от дешевых энергоресурсов.
В заявлении немецкой компании Speira GmbH, ведущего мирового переработчика и производителя алюминия, говорится, что она прекратит выплавку алюминия на своем заводе в Райнверке из-за высоких затрат на электроэнергию после того, как в октябре 2022 г. была вынуждена сократить производство вдвое (на 50%). Новое решение во второй половине 2023 г. затронет оставшиеся 70 тыс. тонн производства жидкого алюминия в Райнверке и около 300 рабочих мест.
Кроме того, стало известно, что словацкая компания Slovalco и единственный плавильщик в стране уже прекратила производство алюминия после 70 лет своего функционирования. Данное решение было принято из-за постоянно растущих цен на энергоносители и бездействия со стороны правительства Словакии.
Известно, что выплавка алюминия является одним из самых энергоемких промышленных процессов. При полной мощности, предприятие потребляет 8% всей производимой в стране электроэнергии . Как результат, это стало невыгодным. Теперь многие сотрудники остались без работы,, а страна будет вынуждена покупать алюминий у иностранных производителей.
Тигран Мелоян поясняет, что Slovalco имеет стратегическое значение для Словакии, так как алюминий в основном используется в автомобилестроении. А с открытием в деревне Валалики завода шведского автопроизводителя Volvo по производству электромобилей, ожидается, что спрос на данный металл только увеличится.
«Помимо того, что алюминий является более благоприятным для окружающей среды, поскольку данный метал считается бесконечно перерабатываемым, компоненты для ветряных турбин и фотоэлектрических систем напрямую изготавливаются из этого сырья. К тому же, с учетом высоких цен на энергоносители, ЕС рискует уступить США в привлечении инвестиций в европейскую металлургическую отрасль», – объясняет Мелоян.
Кроме того, европейские авиакомпании жалуются на то, что у их конкурентов из Китая есть преимущество — они могут летать над территорией России. Спустя год после того, как Россия закрыла небо в ответ на такое же решение, европейские перевозчики говорят о «дискриминации». Из-за того, что российское небо закрыто, на перелет между Сеулом и Парижем у европейских авиакомпаний уходит на три часа больше времени, чем у их коллег из Китая.
В частности, рассказывает Тигран Мелоян, западные санкции в отношении России нанесли ущерб государственному авиаперевозчику Finnair и главному международному аэропорту Финляндии, подорвав усилия финнов превратить Хельсинки в воздушный хаб, соединяющий Азию и Европу:
«Пытаясь нанести удар по российской авиатранспортной отрасли, авиакомпании США, Канады, Европейского союза сами столкнулись со сложностями, так как их время полетов и стоимость в Азию и из Азии заметно возросли. Кроме того, было отмечено, что длительные полеты сжигают больше топлива. Это влечет за собой высокие затраты и выбросы. Тогда как перевозчики из дружественных стран, включая Китай, продолжают использовать воздушное пространство России. Это позволяет им предлагать более быстрые и дешевые рейсы».
Но все это, как говорится, цветочки. Перебазирование европейской промышленности в Китай – это мина замедленного действия, которая может вообще обрушить экономику Старого Света. Дело в том, что США входят все в более жесткую конфронтацию с Пекином по целому ряду вопросов: в первую очередь, по Украине и Тайваню. В любой момент конфликт грозит выйти на уровень, аналогичный сегодняшнему противостоянию с Россией. И тогда хозяева из Вашингтона потребуют от европейцев ослабить Китай, прекратив инвестиции и свернув там свое производство. Отказывать Вашингтону никто на Западе не смеет. В результате, Европа просто пойдет ко дну.