Об этом заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий журналистам в Брюсселе.
Зерновая сделка ушла в историю. С одной стороны, это приведет к резкому росту цен на продовольствие. С другой – на Украине образуется переизбыток зерновых, которые некому сбыть. Логически, их было можно провести через «братскую Польшу» или другие восточноевропейские страны НАТО. Но, вот, беда: они не хотят жертвовать своими интересами ради бюджета Украины.
С 18 июля исполнение одного из ключевых соглашений, приносивших Украине миллиарды долларов, прекращено. Россия восстановила режим временно опасного района в северо-западной акватории Черного моря. Совместный координационный центр в Стамбуле расформирован. Больше Украина не может вывести зерно морем.
Но почему бы не отправить его по суше в порты других стран? Только как? «Братская» Польша и Венгрия ввели жесткие санкции в отношении украинского зерна. Они официально запретили его импорт, ответив таким образом на протесты местных фермеров, недовольных демпинговой ценой из Украины. А поляки к тому же ещё и ввели запрет на транзит.
Казалось бы, теперь, в трудную для экономики Киева минуту, можно немного помочь. Ан-нет!
«Мы будем, наверное, очень жестки, если речь идет о защите польского рынка. Мы стоим на позиции, что ни коим образом не можем привести к дальнейшей дестабилизации польских сельскохозяйственных рынков», – сказал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, отвечая на вопрос о том, какие последствия принесет прекращение действия «зерновой сделки».
Данные ООН свидетельствуют, что основными получателями украинской агропродукции в рамках зерновой сделки стали страны ЕС, на которые пришлось 38% всех поставок или 12,4 миллиона тонн продукции. В двадцатку ее крупнейших получателей входят Китай, Турция Испания, Нидерланды, Египет, Бангладеш, Португалия, Бельгия, Германия, Франция и Румыния. В то же время на беднейшие страны, к которым по классификации ООН относятся Афганистан, Йемен, Сомали, Судан и Эфиопия, за все время действия сделки пришлось 768,6 тысячи тонн агропродукции, или 2,3%.
Любопытно, что Польша уже не первый раз хочет нажиться на украинцах. Когда встал вопрос о ремонте подбитых Leopard 2, Варшава решила завысить для Украины цены на 850%.