Порочной практике перекладывания высоких запросов менеджмента РЖД на пассажиров должен быть положен конец, тогда и деньги найдутся на пригородные поезда.
Президент Владимир Путин потребовал немедленно восстановить пригородные поезда. И хоть при этом глава государства не уточнил, на какие деньги нужно решить вопрос, депутат Государственной Думы Михаил Емельянов уверен, президент знает, что говорит.
- В вопросе отмены электричек РЖД традиционно ссылается на высокие затраты и убытки. На это компании уже посоветовали умерить свои «хотелки»: снизить неоправданно высокие зарплаты топ-менеджерам, перестать содержать футбольную команду «Локомотив», сократить издержки, отказаться от неэффективных проектов и т. д., – говорит заместитель комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Это обязанность РЖД - возить людей, а не прихоть, заявляет депутат-справедливоросс. Если же компания считает этот бизнес невыгодным и убыточным, значит, плохи ее топ-менеджеры, получающие высокие зарплаты, чтобы только констатировать: это не приносит доход, значит, надо избавиться.
Вину руководства РЖД Емельянов видит и в итогах реформ, проводимых компанией. Созданные пригородные пассажирские компании (ППК), которые должны были заниматься перевозками и решить эту проблему, однако все пошло не так, как задумывалось.
Напомним, всего было создано 26 пригородных компаний. При их создании предполагалось, что совладельцами станут инвесторы и регионы. Но на деле только одна – Центральная пригородная пассажирская компания соответствовала задумке. У РЖД в капитале компании, осуществляющей более 60% пригородных перевозок в России, остался только блокпакет, еще блокпакет — у Министерства имущества Московской области, а 50% без двух акций — у Московской пассажирской компании Андрея Бокарева (частный инвестор «Аэроэкспресса»).
РЖЖ выступает либо как единственный акционер, либо в партнерстве в администрацией регионов. Большинство ППК работали с гигантскими убытками, которые до середины 2014 года покрывал федеральный бюджет. Сегодня цифра на покрытие убытков из бюджета сократилась более чем в два раза (с 58 млрд рублей за 2012-2014 годы до 25 млрд рублей на 2015-2017 годы). Региональные бюджеты ничего добавить не в состоянии: большинство дотационные. Вот и стала РЖД отменять электрички, не найдя ничего лучшего.
Некоторые эксперты настаивают на том, что компании не хочется заниматься таким невыгодным бизнесом, как пригородные перевозки, когда есть куда более доходный бизнес.
- В начале реформы предполагалось, что поезда должны быть внесены в уставной капитал ППК, РЖД должны были увеличить его, наделив имуществом – подвижным составом и депо. Если ППК оказалась убыточной, ее надо было интегрировать в РЖД. На деле же реформирования не произошло, - поясняет Емельянов.
Случись это, ППК могли бы сами вести свой бизнес: следить за тратами, устанавливать и обосновывать тарифы, придумывать и осуществлять какие-то бизнес-проекты, а не тупо тратить субсидии и жаловаться на вечную нехватку денег, как это происходит.
Быть может, сейчас в РЖД найдут время и желание для этого. А будет желание, найдутся и деньги на электрички.