Контрольный в голову: зачем Госдума закрывает бизнес в уже запрещенных соцсетях

БизнесОбсудить в телеграм
Контрольный в голову: зачем Госдума закрывает бизнес в уже запрещенных соцсетях

15 июля в парламенте обсудят поправки в закон, которые могут свести к нулю деловую активность на заблокированных сайтах.

В Госдуму внесли законопроект о противодействии отмыванию денег, которым предлагается запретить банкам обслуживать счета клиентов, оказывающим услуги с помощью ресурсов, заблокированных в России и находящихся в реестре сайтов Роскомнадзора. Ряд экспертов считает, что документ призван окончательно уничтожить деловую активность в Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России). Насколько оправдано это ожидание?

Запретные сайты

Поправки предлагается внести в закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Авторы документа намерены запретить банкам обслуживать тех, кто оказывает услуги через заблокированные сайты.

Текст внесенного законопроекта гласит: «Запрещается принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети «Интернет», в случае, если доменное имя этого сайта содержится в Едином реестре доменных имен, позволяющих идентифицировать сайты как содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

То есть, банкам могут запретить обслуживать бизнес, работающий через заблокированные сайты. По мнению ряда экспертов, речь идет в первую очередь про Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России). Обе соцсети заблокированы, но многие пользуются ими через VPN, и поэтому бизнес все еще продвигает там свои товары и услуги.

Впрочем, один из авторов документа, глава комитета Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков уверяет, что законопроект не связан с Facebook и Instagram(принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России):

Депутат Анатолий Аксаков.

- Речь о сайтах, распространяющим и оказывающим услуги тем организациям, которые проводят сомнительные операции, связанные с игроманией, со ставками, электронным казино. Если сайты способствуют проведению таких операций, то они включаются в реестр, скажем так, недобросовестных ресурсов, - пояснил он.

Разрушительное уточнение

Ранее Банку России задавали вопрос, как быть с использованием сайтов, где размещается реклама, в случае если они запрещены и доступ к ним ограничен? И Банк ответил, что к распространению рекламы на таких сайтах эти нормы (в поправках к закону об отмывании денег) пока не применяются.

Например, юрист Максим Али называл действующие нормы «техническими». В ноябре 2021 года Банк России отложил их исполнение — сначала до 1 апреля 2022 года, а затем до конца 2022 года.

Однако, несмотря на то, что реклама на запрещенных сайтах не попадала под закон, теперь принятие поправок может повлиять на ситуацию. Ведь законопроект появился как раз тогда, когда рекламодатели начали возвращаться на ранее заблокированные Facebook или Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России). По разным оценкам, 60-70% малого и среднего бизнеса все еще сохраняют присутствие в западных соцсетях.

Юрист Максим Али.

Попадут ли блогеры и малый бизнес под формулировку в поправках? Многие юристы полагают, что поправки коснутся заблокированных соцсетей. И это может означать конец любому бизнесу через Facebook или Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России).

Скажем, у блогера покупают рекламный пост. Но получить деньги за ее размещение, если вы оказываете услуги через заблокированный Роскомнадзором сайт, официально не получится.

Запрет выгоден крупному медиа-бизнесу

Для чего Госдума делает «контрольный в голову»? Кому и чем мешает существующее положение вещей? По субъективным оценкам блогеров, с февраля их доход от западных соцсетей уже упал на 80–90%. Если же законопроект будет принят, они лишатся и оставшихся 10–20%.

Основатель рекламного и продюсерского агентства Алексей Пак убежден: после принятия поправок, бизнес в западных соцсетях уйдет в «серую» зону». Оплата будет вестись наличными, что серьезно ударит по бизнесу, и выведет с него крупных игроков. А это на руку «Газпром-медиа», который сейчас активно вкладывается в «Яндекс».

Алексей Пак.

- Вполне вероятно, что наше государство хочет дать дополнительную возможность развиваться внутренним социальным сетям через перекрытие клапанов для взаимодействия с зарубежными социальными сетями. Это одна из догадок. Если произойдет хотя бы один прецедент, где компанию оштрафуют, либо еще какие-то санкции будут наложены из-за работы внутри социальных сетей, это очень сильно ударит как по медиарынку, так и по малому бизнесу в целом в нашей стране, - убежден Алексей Пак.

Реклама сумеет адаптироваться

При этом основательница сети магазинов одежды Анастасия Базарова считает, что российский бизнес, в первую очередь, рекламный, сумеет адаптироваться к подобным запретам. И хотя Telegram за несколько месяцев не показал себя как удобная площадка для продвижения российских брендов, «ВКонтакте» имеет хорошие перспективы.

Да, пока многие предпочитают использовать для продвижения «старые-добрые» запрещенные сети. Но если бизнес в них окончательно «умрет», то «ВКонтакте» примет на себя основую нагрузку. И со временем, он перестроится к потребностям потенциальных бизнес-партнеров.

- Я и мои коллеги уже сегодня успешно продвигаем там свою продукцию или какие-либо услуги. Мне кажется, для российского бизнеса, малого и среднего, сейчас важно не столько завоевывать новые аудитории, сколько удержать то, что у тебя было. Именно в этом аспекте «ВКонтакте» сейчас выручает. Я уверена, это дело времени. Со всем можно научиться результативно работать, - убеждена Базарова.

Сумеет ли малый бизнес и блогеры перейти на новые площадки - покажет время.

Решение о запрете социальных сетей Facebook и Instagram, (обе — принадлежат организации Meta, которая была признана экстремистской и запрещена в России) вступило в законную силу еще в июне. Его принял Московский городской суд, а точнее — отклонил апелляционную жалобу западной компании. И решение Тверского суда Москвы от 21 марта 2022 года было оставлено без изменения.

Генпрокуратура потребовала закрыть и признать американские сайты экстремистской организацией, так как в них расходится информация, в которой содержатся призывы к насилию и убийствам российских военных. Кроме того, там регулярно «размещается информация, содержащая призывы к участию граждан на территории Российской Федерации в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием».

Полиция задержала 12-летнюю Машу в Верхней Курье за стихотворение против строительства мечети: депутат Матвеев обратился в Генпрокуратуру

В России будут сажать в тюрьму за обнимашки: объятия, как и митинги, должны быть согласованными

Долина и "бабки-террористки" могут работать спокойно: Росреестр отказался вводить проверку дееспособности продавцов жилья

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Стало известно какие богатства изъяли у Тимура Иванова и его жены

ОБЩЕСТВО

Среди прочего, экс-замминистра обороны РФ Тимур Иванов лишился особняка из «Мастера и Маргариты» и элитной квартиры в центре Москвы, принадлежавшей бывшей жене.

В Сирии готовится восстание: во главе мятежников -  экс-глава разведки Сирии и двоюродный брат Асада

В МИРЕ

Заговорщики финансируют военных и планируют отделить от страны регион алавитов.

Мистика, убийство или побег: главные версии пропажи Усольцевых, которых так и не нашли

ОБЩЕСТВО

Секретный маршрут или преступление? Вопросов, связанных с исчезновением семьи Усольцевых всё больше.

Дагестанец сравнил Махачкалу с Грозным и возмущён: почему его город выглядит так плохо на фоне столицы Чечни

ОБЩЕСТВО

«Блокнот» разобрался в цифрах: действительно ли, столица Дагестана имеет меньшее финансирование чем главный город Чечни.

Финансовый кризис 2026: банки России на грани из-за роста «плохих» долгов

Финансы

2,3 трлн рублей «плохих» кредитов могут обрушить российские банки в 2026 году. В мире тоже всё не просто.