Лавры российского сериала о молодежных криминальных группировках Казани не на шутку взбудоражили фантазию киношников постсоветского пространства.
16 мая в российский прокат вышла остросюжетная криминальная драма о подростах-бунтарях под названием «Приговор», снятая казахским режиссером Диасом Бертисом. Производством картины занимались два государства: Казахстан и Кыргызстан.
Новая кинолента – это своеобразное «Слово пацана», только на казахский лад. По всей видимости, лавры российского сериала о молодежных криминальных группировках Казани в конце 1980-х годов не на шутку взбудоражили фантазию киношников постсоветского пространства, которые решили «хайпануть» на той же теме.
Для того, чтобы понять, что из этого вышло, мы отправились на премьеру. Однако, прежде чем делиться впечатлениями о подростковой криминальной драме «Приговор», пару слов хочется сказать о феномене подобного жанра, в котором «выстрелил» отечественный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+).
Феномен криминального кино о подростках, или жизнь по понятиям
Сюжет сверхуспешного сериала «Слова пацана» был построен вокруг «казанского феномена» — собирательного названия образовавшихся примерно в 1970-х годах преступных группировок Казани, состоящих преимущественно из несовершеннолетних. При этом режиссер и сосценарист Жора Крыжовников опирался на книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х», впервые опубликованную в 2020 году.
Для тех, кто не знает: действие сериала происходит в советской Казани — столице Татарской АССР — в конце 1980-х годов. В городе враждуют молодежные группировки, некоторые молодые люди начинают воспитываться на улицах. Группировки сражаются за свои территории, порой даже нарушая законы и обещания. Единственное, что имеет для них значение, — клятвы, данные «пацанам» (участникам группировок).
Кинокритики и зрители хвалили сериал за актерскую игру, режиссуру Крыжовникова, декорации и костюмы, а также за отсутствие романтизации бандитизма и насилия. Более неоднозначный прием получило мрачное изображение реалий 1980-х и использование как основы картины исторического «казанского феномена».
Сериал имел бешеную популярность, что, по некоторым оценкам, привело к росту подростковой преступности, так как молодые люди стремились подражать своим экранным «героям». В итоге общественное мнение развернулось против сериала, и Жоре Крыжовникову даже пришлось переснимать финал, закладывая в него моральную составляющую, касающуюся неотвратимого наказания для участников подростковых банд.
Вероятнее всего, феномен популярности криминальных фильмов и сериалов на постсоветском пространстве обусловлен тем, что после распада СССР многие бывшие советские граждане вынуждены были жить именно «по понятиям», так как развитие правоприменительной базы долгое время отставало от реалий криминального передела собственности и сфер влияния.
Современная же молодежь, всегда уютно чувствующая себя в рамках субкультуры, с удовольствием подхватила «систему понятий» казанского криминального андеграунда, что вызвало озабоченность у правоохранительных органов, а сам сериал «Слово пацана» оказался на волоске от запрета.
Однако, как известно, любой скандал привлекает внимание. Исериалу «Слово пацана» он в итоге пошел только на пользу: просмотры у многосерийки зашкаливали, причем практически на всем пространстве бывшего СССР. Сериал набрал популярность и в Казахстане, где вскоре решили, что нужно снять нечто подобное. В итоге «нечто подобное» в виде казахского фильма «Приговор» добралось и до российских экранов.
Получилось ли у казахов «хайпануть» на успехе подросткового криминала?
«Приговор» - это совместный казахско-кыргызский проект, который снимали с участием актеров обеих стран. В главных ролях снялись звезды местного кино, имена которых вряд ли о чем-то говорят российскому зрителю.
Авторы картины старались создать максимально захватывающий фильм, который держал бы в постоянном напряжении и заставлял зрителя вырабатывать адреналин, однако, судя по результату, удалось далеко не все.
События фильма разворачиваются в 2009 году в Кыргызстане, по сюжету школьники — братья Рамазановы: Актан (Раун Ахмедов) и Бекзат (Камбар Нургали) вместе со своим другом Кубатом Бекташевым (Дамир Амангельдин) готовятся к празднованию выпускного в небольшом кафе, которое держит старший брат Кубы — Темирлан (Абылай Марат). Накануне праздника Куба вдруг становится обладателем табельного пистолета, принадлежавшего полицейскому, а дальше события начинают разворачиваться импульсивно и непредсказуемо.
По сути, «Приговор» - это попытка привлечь внимание к отсутствию справедливости и уверенности в том, что виновных накажут. Фильм рассказывает о мести, бунте против системы и борьбе за справедливость, но ближе к финалу в картине появляется еще и тема прощения.
«Приговор» — это довольно энергичное кино, которое, к сожалению, в целом имеет достаточно невысокий художественный уровень. По этой причине сопереживать героям, с которыми на протяжении всей картины постоянно что-то происходит, вряд ли получится.
По сравнению со «Словом пацана», «Приговору» явно не хватает концептуальности. Казахский фильм больше напоминает «экшен», нежели проникновенную драму о подростковой преступности. На фоне многочисленных драк и перестрелок «Приговор» теряет суть. В нем не хватает настоящих чувств и эмоций, которые заставили бы нас сопереживать персонажам.
По мере развития событий «Приговор» и вовсе превращается в пародию на голливудский боевик: в ход идут автоматы и даже гранатомет. При этом, надо отдать должное, снята «пародия» достаточно качественно, то есть к постановке активных сцен претензий практически никаких. Вот только настоящее криминальное кино о подростках – это не только драки и перестрелки, но и грамотная драматургия, которой в «Приговоре» - кот наплакал.
Довольно странным представляется тот факт, что правоохранители в картине практически по умолчанию выставлены в негативном свете. При этом молодые люди, которые вступают с ними в противостояние, сплошь из приличных семей. Не совсем понятно, что ими движет, зачем им так хочется, что называется, «самовыпилиться».
В целом, на выходе получился скорее довольно глупый боевик, нежели криминальная драма, которая продолжает традиции того же «Слова пацана». И, если к отечественному кино у российского зрителя, как правило, постоянно возникает немало справедливых замечаний, то казахский фильм у нашего зрителя скорее всего вызовет еще более серьезный шквал критики.
В общем, по сравнению с «Приговором» наше «Слово пацана», при всей его неудобности, куда более качественное кино, которое к тому же сумело завоевать миллионы «лайков». «Приговор» же явно кино проходное, не совсем удачная попытка повторить успех российского сериала.