Анча Баранова уверена, что «дельта» сдерживает появление более опасных вариантов коронавируса.
В Японии почти полностью исчез «дельта»-штамм коронавируса. Ученые считают, что это произошло из-за его уникальной мутации, однако в остальных странах ситуация с распространением «дельты» не сможет пройти по японскому сценарию. Как отмечает биолог Анча Баранова, исчезновение штамма может привести лишь к более печальным последствиям — место «дельты» займет более коварная разновидность Sars-CoV-2.
Профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова объяснила, что самоликвидация «дельта»-штамма в Японии произошла после его очередной мутации. Вирус не мог видоизменяться и практически перестал заражать людей.
«Поскольку в Японии была одна дельта, в ней, как сообщают японские коллеги, накопились мутации в белке nsp14. А этот белок определяет способность вируса исправлять мутации. Но поскольку сам nsp14 — «испортился», то исправить уже ничего не мог, ошибки стали множиться бесконтрольно. И в конце концов вирус пришел к печальному для себя финишу. Но важно понять, что как только «подпорченный» дельта-штамм попал на территорию Японии, все остальные производные вируса там пошли от него», — рассказала Баранова «Ленте.ру».
По словам биолога, в Европе вероятность развития японского сценария почти невозможна. «То есть штаммы в Европе растут не из одного корня, а из множества разных. Какие-то из Ирана пришли, какие-то из США, потом обменялись между собой. Поэтому если какая-то одна ветка из них выродится, то вы этого не заметите», — объяснила Анча Баранова.
При этом полное исчезновение «дельта»-штамма может привести к печальным последствиям не только для России, но и для всего мира, считает биолог. По ее мнению, этот вариант вируса очень заразен и вытесняет все другие свои разновидности. Но если он исчезнет, то на его место может прийти его более смертоносный собрат.
«Мир очень большой, у нас много разных вариантов вируса. Даже если вы получите ситуацию, что дельта вдруг исчезнет, то не факт, что это хорошо. Сейчас дельта, которая самая инфекционная, сидит везде и как бы «держит поляну», другие штаммы вируса не пускает. То есть дельта быстрее передается, чем другие штаммы, поэтому у них мало шансов размножиться. Есть штаммы более зловредные, среди них и те, кто уклоняется от антител, а значит, их хуже берет вакцина. А потому, если дельта сама по себе сдохнет, а другие штаммы обрадуются и придут — возможно, от этого станет гораздо хуже», — считает Анча Баранова.
Во Всемирной организации здравоохранения также подтверждают слова Ачни Барановой. В ВОЗ полагают, что «дельта» никуда не исчезнет и не самоликвидируется — заражение им происходит во многих странах мира, в том числе за пределами Японии. Сейчас в «Стране восходящего солнца» в сутки заболевает не более 200 человек, а количество смертей стремится к нулю.
По всему миру ученые продолжают изучать свойства коронавируса. Так, спустя два года после начала пандемии у вирусологов появились первые догадки, почему некоторые люди не восприимчивы к вирусу и не заболевают опасной инфекцией. Оказалось, что дело в мощном клеточном иммунитете и генетической предрасположенности. А французские молекулярные биологи недавно обнаружили способность коронавируса проникать в клетки головного мозга. Для этого патоген использует наноканалы, через которые нейроны связаны с вспомогательными клетками.
Некоторые ученые считают, что Россия, скорее всего, справится с эпидемией уже в следующем году. При этом вспышки COVID-19 все равно останутся, и вакцинироваться россиянам придется.
В Европе ученые уже вовсю говорят о начале пятой волны коронавируса. Во многих европейских странах резко выросло количество заражений и смертей. Из-за этого власти вынуждены вводить локдауны для непривитых. Но вакцинированных пациентов в больницах почти нет.