А это по существу объявление войны
Опять утремся и «выразим озабоченность?»
После того, как российское руководство, решило, по всей видимости, до конца не наказывать обнаглевших абхазов и совершенно безвозмездно, в рамках так сказать гуманитарной миссии опять поставлять бесплатную электроэнергию в южную «страну души», то примеру южан решили последовать молдавские власти.
Совсем недавно, Молдова в лице президента Майи Санду, отказалась платить «Газпрому» $709 млн, назвав это несуществующим долгом. Более того, она заявила, что «если Москва не найдёт способ доставить сюда газ, то Кишинёв отыграется на пророссийском Приднестровье». Более того, как заявила Служба внешней разведки (СВР), Молдова готовит план военной операции в Приднестровье с захватом Молдавской ГРЭС, которая находится на территории Приднестровской молдавской республики (ПМР) и фактически принадлежит одной из российских корпораций.
В администрации Молдовы, само собой, назвали подобные сообщения российской разведки «ложью и провокацией», но подобное доводилось слышать неоднократно, примеры Украины и Сирии только из событий последнего времени не дадут соврать.
Экономическое решение вопроса
Однако, газовый и энергетический кризис сейчас в этих краях действительно серьезный. Причём, от действий «верхушки» Молдовы, пострадает и Приднестровье. Причём, возможно, и в бОльшей степени.
Дело в том, что газ в Приднестровье и Молдову поставляется по двум веткам. Первая ветка идет через территорию Украины, попадает на газораспределительную станцию в Приднестровье, а оттуда – к потребителям в Молдову. Молдавская ГРЭС вырабатывает электричество за счет течения Днестра. Если объем воды недостаточен, она потребляет природный газ. Молдова запитана от нее на 90%. То есть Кишинев с 1991 года закупает электроэнергию у Тирасполя. Были попытки частично закупать электроэнергию у Украины, но они не увенчались успехом. Короче говоря, чтобы в Молдове был свет, Молдавская ГРЭС должна потреблять газ. Это – основа энергетической безопасности всей Молдавии.
Вторая ветка – это «Турецкий поток», который поступает в Молдову через европейских потребителей.
Так вот, с 1 января 2025 года украинский «Нафтогаз» не продлевает контракт на транзит российского газа через Украину. То есть он оттуда не будет попадать в Приднестровье и в Молдову. Кишинев может взять российский газ у европейцев, который попадает к ним через «Турецкий поток». Но об этом молдавским властям нужно было договариваться с «Газпромом» заранее. Они прекрасно знали, что киевский режим будет прекращать транзит, но специально затягивали время, чтобы дестабилизировать ситуацию.
Недавно прошли переговоры, в ходе которых представители «Газпрома» обсуждали этот момент с молдавской стороной. Они предложили Кишинёву выйти на контакт с Киевом и договариваться напрямую о транспортировке газа. Тем временем в Кишинёве заявили, что на такие действия они идти не намерены. Последний день, когда можно было подписать долгосрочный контракт с «Газпромом» на поставки через «Турецкий поток» — это 16 декабря. Но, Молдова это дело саботировала. Чтобы потом, как всегда, обвинить во всём Россию.
В то же время Россия поставила Молдове абсолютно законные условия о необходимости выплатить исторический долг на сумму более чем в 700 миллионов североамериканских рублей. Вражеские пропагандисты утверждают, что Россия якобы заставляет молдавских граждан заплатить за долги Приднестровья. Это не так. Во-первых, речь идет о долге только правобережной Молдавии. Во-вторых, Москва и «Газпром» сами решают, что им делать с российским газом: кому-продавать, кому дарить. Например, Абхазии. Видимо, Санду, как говорилось выше вдохновилась этим примером и тоже надеется «прогнуть» Россию. Тем более, увы, для этого, в последнее время, есть веские основания. Во многом и из-за слишком, скажем так, благородного поведения наших властей. Которое никто и никогда не оценит.
На данный момент, есть лишь один способ разрешить этот энергетический кризис – запустить Трансбалканский трубопровод, который с 2014 года толком не функционировал. Из него иногда добирали газ румыны, несмотря на то что Румыния сама добывает газ и считается одной из лидирующих стран Европы по энергетической безопасности.
Так вот если Кишинев не хочет устроить энергетический кризис, который перейдет в гуманитарную катастрофу, то он должен перейти к суточным закупкам и транспортировке газа по Трансбалканскому трубопроводу. Каким образом? Россия будет поставлять газ через этот коридор для Приднестровья, а Молдавская ГРЭС будет вырабатывать электричество для Молдовы.
Одним словом, газ в обмен на электричество.
Но пока ничего не происходит. Более того, когда министр энергетики Молдовы Парликов, который был полностью лоялен режиму Санду, встретился с Миллером, его сразу же уволили с поста министра. Ему дали по рукам, чтобы никакие договоренности с Россией не были заключены.
Из этого можно сделать вывод, что Кишинев пытается спровоцировать энергетический кризис в Приднестровье, чтобы спровоцировать панику среди населения и «интегрировать республику в единую Молдавию».
В Молдове объявлено чрезвычайное положение, в Приднестровье – тоже. Но если в Приднестровье его объявили только в сфере энергетики, то в Молдове – полностью.
В ПМР уже объявили, что новогоднюю ночь приднестровцы встретят с газом, теплом и горячей водой, но уже с 1 января в регионе могут отключить подачу теплоэнергии, сообщило ведомство по экономике и развитию.
Если в первый день января 2025 года поставки газа в Приднестровье прекратятся, энергосистема в условиях ранее объявленного ЧП будет работать следующим образом: с 00.00 1 января МГРЭС перейдет с газа на уголь. Перевод будет штатным, без блэкаута, население его не почувствует.
С этого момента электроэнергию будут вырабатывать МГРЭС и Дубоссарская ГЭС и только на нужды самого Приднестровья — около 145 МВт, веерные отключения электроэнергии будут только в случае нехватки этого объема. С 1 января электроэнергия будет идти на бытовые (население) и социальные нужды.
У Молдовы есть определенные запасы газа. Кишинев зарезервировал какие-то объемы топлива в хранилищах в Румынии и на Украине. Но у Молдовы будут проблемы со светом. Кишинев будет закупать электроэнергию у Бухареста, но она будет жутко дорогой и напряжение там будет всего в 350 мегаватт (нужно минимум 750). Этого хватит только на приграничные населенные пункты. Называя вещи своими именами, это катастрофа.
Более того, даже если у Молдовы будет газ, его надо толкать по трубе, а для этого, опять же, нужно электричество. Как режим Санду это будет делать – непонятно. Поэтому и идет речь о захвате молдавской ГРЭС. Но даже если это и удастся осуществить, то через некоторое время толку от этого объекта не будет. Выход понятен, тот, о чем говорилось выше – Трансбалканский трубопровод, и формула газ в обмен на электричество. Насколько эффективно будет работать этот коридор и какие объемы он может поставлять – пока неизвестно. Потому что, повторимся, труба фактически не работает с 2014 года. Более того, это будет, наверное, первый случай в истории, когда газ пойдет с запада на восток, а не наоборот.
Военное решение вопроса
Если же, вступившая вновь на свой пост премьерша Санду, все-таки подзуживаемая со стороны, решиться на силовое решение вопроса, избрав поводом захват ГРЭС и заодно, наконец-то закрыть «приднестровский вопрос», то тут надо проанализировать весь расклад. Тем более, что ГРЭС является российской собственностью, а значит со стороны Молдавии будет по существу объявление войны России!
В Приднестровье сегодня размещается Оперативная группа российских войск (ОГРВ). Её основной задачей является охрана складов с боеприпасами — в частности, крупного арсенала в селе Колбасна, где находится примерно 20 тысяч тонн боеприпасов разного типа. Приблизительная численность нашей группировки составляет 1,5-1,8 тысячи человек. Это примерно сопоставимо с половиной общевойсковой бригады. Очевидно, что текущей численности контингента ВС России в ПМР в случае массированного наступления ВСУ или сил Молдавии будет явно недостаточно, чтобы быстро отбиться. Потребуются большое количество механизированных сил, артиллерия и авиация, которой у наших военных в Приднестровье просто нет.
Несмотря на все заявления как представителя МИД, Марии Захаровой так Владимира Путина о том, что контингент в Приднестровье Россия будет защищать, потому что «своих не бросаем», если смотреть реально, то реализация стратегии защиты ПМР в случае военной агрессии на практике сопряжена с рядом сложностей — как технических, так и географических.
Начнём с того, что Приднестровье не имеет общей границы с Россией. Это серьёзно осложняет прямое военное вмешательство и быструю переброску подкреплений в случае необходимости. Помочь, если начнётся агрессия, получится только воздушным десантом со стороны Чёрного моря. Но это сопряжено с огромными рисками.
Далее. Если Молдавия собирается осуществить военное нападение собственными силами (или с привлечением «отпускников» с Украины или из стран НАТО), на эту агрессию Москве придётся давать полномасштабный военный ответ. Со всеми вытекающими.
Конечно, для современного конфликта, в принципе не существенно наличие общих границ. Пример того же Израиля показывает, что можно все «утюжить» и разносить в «хлам» и на расстоянии. Ракеты, в том числе «Орешники», могут долететь и подальше. Более того, если ситуация потребует именно военного разрешения в ПМР, то это повод, чтобы наконец вернуть домой исконно русский город Одессу, тогда и появится сухопутная граница с ПМР. Но, несмотря на успехи на СВО, темп продвижения наших войск не внушает уверенности в успешном быстром рывке через Херсон, Очаков и Одессу на подмогу республике, а одними ракетами широкомасштабную агрессию не остановить. Другое дело, что даже удары ракетами просто по Молдове, даже по пустым местам, вызовет там панику. Поскольку опыта военного у них нет, и националистические идеи там не такие как на Украине. Большинство молдаван, вовсе не хотят возврата Приднестровья. Уж скорее в Румынию влиться. Существование приднестровского анклава долгое время было плодом героической обороны этой земли во время агрессии со стороны Молдавии. В дальнейшем из «серого» статуса этой территории выгоду стали приобретать уже ряд властных и бизнес-кругов России, Украины и самой Молдавии. То, что этот статус-кво может быть разрушен, показывает, что дело не в прихотях президента Молдавии, а в геополитической необходимости дальнейшего давления на Россию.
Запад последовательно создаёт для нашего руководства вызовы, на которые нужно неизбежно отвечать, но при этом любой из ответов может ухудшить ситуацию. Со стороны Москвы такой проактивной позиции мы до сегодняшнего времени не наблюдали. Из-за безнаказанности и полумер, западные элиты постоянно устраивают провокации против России и остатков её влияния на постсоветском пространстве. В случае с Приднестровьем должны быть задействованы политические, дипломатические, экономические и иные рычаги давления на Запад и его марионетку Санду. В противном случае ПМР ждёт геноцид, а Москва продолжит терять геополитическое влияние и авторитет в мире, не говоря уже об ухудшении имиджа руководства страны в глазах её населения и вполне вероятной гибели десятков тысяч наших людей. Тем более в последнее хватает уже разных «ударов». И каждый наш прокол или полумеры (Армения. Сирия, Абхазия) продолжают расшатывать ситуацию.
Самое интересное: