В правительстве России обещают заменить репетиторов, готовящих выпускников к ЕГЭ, бесплатными услугами – без ИИ это невозможно
Владимир Путин в ходе своей прямой линии, прошедшей 19 октября, не стал отвечать на обращение известного математика, доктора физико-математических наук, член-корреспондента РАН Алексея Савватеева. Обращение, касающееся крайне низких зарплат школьных учителей и неизбежного при этом вымывания кадров из школ было направлено на прямую линию не только Савватеевым – его поддержали и многие читатели математика в соцсетях.
Злого умысла или намеренного умалчивания предполагать, конечно, не стоит – формат прямой линии и количество поступающих на нее обращений неизбежно ведут к тому, что президент в состоянии ответить лишь одному человеку из 25 тысяч. Тем не менее, после окончания прямой линии Савватеев продолжил тему.
В своем новом тексте он коснулся темы репетиторов. Репетиторство – одно из направлений, обескровливающих школу. Многие учителя, недовольные (и обоснованно) уровнем зарплат, увольняются из учебных заведений, наработав за несколько лет опыт и ощутив готовность податься в репетиторы. Еще хуже вариант, когда учитель остается в школе, но фактически занимается тихим саботажем – ведет уроки из рук вон плохо, например, заставляя детей просто читать учебник по цепочке. Тем же, кто хочет получить более глубокие знания по предмету и успешно сдать по нему ЕГЭ, этот же учитель преподает по-настоящему. Но уже в рамках индивидуальных занятий по репетиторской таксе. Школа воспринимается такими учителями не как место работы и заработка, а как бесплатно пополняющаяся с каждым новым учебным годом клиентская база.
Во многих школах (особенно это касается регионов – в Москве все же учителям серьезно доплачивают к базовым окладам) учителей-предметников и вовсе не хватает. Тогда используются различные «схематозы», особенно если речь идет о гуманитарных предметах, а не о более сложных физике и химии. Сразу чуть ли не три ставки может взять на себя, к примеру, завуч. Реально вести уроки он (хотя с вероятностью почти в 100% это будет она) не умеет, не хочет и не будет. Детям даются не требующие присутствия учителя задания вроде «прочитать параграф и письменно ответить на вопросы после него». На уроке завуч при этом не присутствует. Зачастую один человек таким образом одновременно «ведет уроки» сразу в двух параллельных классах. Естественно, говорить о качестве знаний тут не приходится.
Короче говоря, у многих родителей, желающих, чтобы ребенок поступил в вуз, да еще на бюджетное отделение, нет вариантов кроме как нанять репетитора. Да еще и по двум-трем предметам, как минимум.
И вот в этих условиях вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий работу по созданию Стратегии образования до 2036 года, заявил: правительство планирует заменить репетиторов бесплатными услугами. Качество образования учеников должно повыситься так, чтобы они сдавали ЕГЭ без обращения к специалистам с большой почасовой оплатой.
Но как это сделать, если учителей в школах все меньше? Кто будет оказывать эти самые «бесплатные услуги»? Судя по всему, планируется резко увеличить роль ИИ (искусственного интеллекта). То есть вместо учителей школьников начнут обучать нейросети.
Савватеев пишет:
«Так что же сделают с репетиторами в будущем? — а ничего! В будущем сделают «ИИ-помощников».
Согласитесь, это «решение» полностью в духе современной политики и настроений в головах чиновников. Делать ничего не надо и всё само собой решено.
Если вы верите в эту чушь, то вам осталось просто дождаться той чудесной поры, когда ваши дети смогут получать лучшее образование совершенно бесплатно.
Если вы в это не верите, то занимайтесь обучением своих детей самостоятельно, параллельно с еще не окончательно издохшей школой — столько, сколько сможете. И копите/учитесь зарабатывать деньги на репетиторов.
Учитывая, что образование — это крайне инерционный и консервативный феномен, в ближайшие десятилетия репетиторы не денутся никуда. Исчезнет только показная озабоченность наших властей, — «А, что, ведь «альтернативу» мы вам дали!».
Относительно будущего страны в этой ситуации остается только вспомнить незабвенное: «будет плохо, но не долго».
Отметим, что нейросети в школьном образовании, хотя и в очень ограниченных объемах и только в тестовом режиме, применяют уже более полутора лет. В начале 2023-го ИИ начали привлекать к проверке сочинений. Заявлялось, что «железные мозги» работают лучше, чем обычный, среднестатистический учитель.
Самое интересное: