«Цитадель» – это операция Вермахта, которая закончилась провалом летом 1943-го и разгромом немцев под Курском и Белгородом.
Цели и масштаб наступательной операции ВСУ в 2023 году - так называемого контрнаступления - дают основание именовать ее «Цитадель-2.0» по аналогии с операцией вермахта летом 1943 года под Курском. Такую точку зрения в своей статье для ТАСС высказал заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике Константин Сивков. С учетом, что операция ВСУ, как и Вермахта, провалилась, получается, что у СВО уже была своя Курская дуга? Важнейшее историческое значение того сражения в том, что после него стратегическая инициатива окончательно перешла Советской Армии, а фронт двигался только на Запад.
Константин Сивков добавил, что контрнаступление имело ключевое значение в противостоянии Запада и России, поскольку его исход определял в значительной мере не только ситуацию в зоне СВО, но и тенденции изменения глобальной ситуации в мире:
«Вполне естественно, что ведущие СМИ мира уделяли большое внимание событиям на фронтах СВО, описывая детали тактической обстановки на ключевых участках линии фронта!» - пояснил он.
Сивков отметил, что, хотя оперативно-стратегический анализ этого главного события прошлого года пока не появился, но его осмысление необходимо.
В своей статье эксперт сопоставил ударную группировки ВСУ с группировками Вермахта, задействованными в боях на Курской дуге. Тогда против Советской армии были брошены около 780 тыс. человек, 2 540 танков и самоходных артиллерийских установок, около 10 000 орудий и более 2 000 самолетов:
«Если сопоставить эти цифры с составом ударной группировки ВСУ, - считает Сивков, - То можно заметить, что по количеству бронетехники и артиллерии она вполне сопоставима с тем, что имел вермахт под Курском в июле 1943 года».
Значительно меньше в составе группировки ВСУ при контрнаступлении было личного состава и авиации:
«Но если с авиацией все понятно - российская армия удерживает на протяжении всего времени превосходство в воздухе, то с личным составом надо уточнить. Дело состоит в том, что суммарная огневая мощь, приходящаяся на одного военнослужащего в 1943 году, была значительно меньше, чем сегодня», - пояснил эксперт.
Тогда танки имели орудия калибра 50 мм и 75 мм, а современные - 120-125 мм. Главной полевой гаубицей вермахта была LeFH-18 калибра 105 мм с дальностью стрельбы 11 км, сегодня это орудия 152-155 мм с дальностью стрельбы 24-30 км. Кроме этого, ВСУ имеют РСЗО HIMARS, «Град», «Ураган» и «Смерч», тактические баллистические ракетные комплексы и крылатые высокоточные ракеты воздушного базирования, обладающие огромной огневой мощью, аналогов которым в 1943 году не было.
«Поэтому для достижения равноценной ударной мощи группировки вооруженных сил любой страны сегодня требуется значительно меньше личного состава, чем это было необходимо в средине 20-го века. К тому же, Вермахт имел эти силы в составе двух группировок, наступающих с северного и южного фаса Курской дуги, тогда как основная группировка ВСУ фактически действовала на одном южном направлении», - отметил Сивков.
Многие военкоры с оценкой Сивкова не согласны, считая, что стратегический перелом пока не достигнут:
«Не Курск, а Москва. Артёмовск можно сравнить с Ельней, Авдеевку с Ржевом. Курск впереди. Без Сталинграда даст Бог обойдёмся!» – написал, например, Donrf.