Эксперты считают, что бесконечные аварии ракеты-носителя будут влиять на рост страховых взносов и, в конце концов, приведут к потере рынка.
По мнению эксперта из Российской академии космонавтики им. Циолковского, заказчики коммерческих запусков могут в ближайшее время отказаться от использования российского «Протона-М». Связано это с очередными техническими неполадками ракеты-носителя.
Ровно год во время полета на ракетоносителе возникла нештатная ситуация. Комиссия по расследованию причин падения тогда установила, что причиной аварии стало разрушение подшипника в турбонасосном агрегате.
В этот раз причина ЧП опять может скрываться в деталях, и именно комплектующие и методы их проверки на заводе собеседник считает источником постоянных неудач.
Что касается решения премьер-министра Дмитрия Медведева наказывать виновников аварии «Протона-М» рублем, то эксперт считает его рискованным.
- Молодые и талантливые кадры - рабочие завода, которые могут быть никак не связаны с технической неисправностью конкретной детали, просто разбегутся. Это никак не может быть на руку российской промышленности, - считает эксперт.
Несмотря на опасность потери рынка сбыта, не все видят реального конкурента российскому «Протону-М», поэтому в ближайшее время пускам ракеты-носителя мало что угрожает. Однако уже через несколько лет заказчики могут предпочесть ракеты-носители «Ариан» Европейского космического агентства или американские Falcon компании SpaceX. Другое более реальное последствие, которое ждет отрасль - рост страховых взносов. Такое уже происходило после аварий 2013-2014 годов.
В целом, за последние пять лет произошло уже семь аварий, в связи с чем вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявил о необходимости проведения масштабных реформ в этой отрасли. По мнению чиновника, для выхода отрасли из кризиса нужно как можно быстрее отказаться от «Протонов» и перейти на «Ангару» - новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. На программу уже потрачено около 160 млрд руб, но ждать «Ангару» придется еще долго. Согласно программе испытаний, они продлятся до 2018 – 2019 года, в среднем Россия будет запускать по одной ракете в год. До этого ни о какой эксплуатации речи быть не может.
Между тем, как сообщил глава Роскосмоса Игорь Комаров, аварийная комиссия по крушению «Протона» закончит работу до конца мая. Ожидается, что на заводах будут проверяться системы качества, соблюдение технических процессов, изменения, которые вносились в техническую и конструкторскую документацию. Вполне вероятно, что серьезные проверки ожидают Воронежский механический завод, где был произведен двигатель третьей ступени ракеты-носителя, который и отказал во время полета.
- На данный момент руководство завода ожидает официальных выводов комиссии и не дает никаких комментариев. Давайте дождемся заключения Роскосмоса, - заявила «Блокноту» начальник пресс-службы ВМЗ Нина Смирнова.
Пресловутый человеческий фактор или черная полоса случайностей - причины, вновь погубившие российский «Протон-М», должны быть озвучены в самое ближайшее время.
Напомним, в ночь на 16 мая возникла нештатная ситуация во время вывода на орбиту ракеты-носителя «Протон-М» с мексиканским спутником MexSat-1. Аппарат был утрачен, по предварительным данным, из-за нештатной работы турбонасосного агрегата двигателя третьей ступени.