Видео с записью диалога, состоявшегося на улице в Кокшетау, стало хитом в социальных сетях: одно выказывание казака спровоцировало скандал.
В интернете разгорается очередной скандал, связанный с казаками, — но на сей раз, в отличие от большинства историй с их участием, в роли потерпевшего оказался именно представитель казачества. К Ивану Громову, который шел по улице со своими маленькими детьми, привязался мужчина с серьезными претензиями. Он записал беседу на видео, вокруг которого теперь и ломаются копья в соцсетях.
Главный нюанс этой истории — в том, что дело было в Казахстане, в городе Кокшетау, который расположен в северной части страны. Иван Громов — местный уроженец, на протяжении долгих лет живет там вместе с семьей, но при этом является казаком и по праздникам надевает казачью справу — традиционную одежду. В зимнем варианте, как сейчас, это шинель с гербовыми пуговицами поверх гимнастерки-косоворотки.
Именно в таком виде Громов повел своих детей на рождественское богослужение 6 января. На улице его остановил другой местный житель, которому явно не понравился внешний вид мужчины. Между ними состоялся примечательный диалог, в ходе которого казах задавал казаку разные вопросы и, толком не слушая ответы, изливал свое возмущение.
— Вы кто?
— Казак.
— Казак? Ага. И какие цели у вас в военной форме ходить? Вам будет нравиться, если вот я тоже... на лошадях вот сейчас буду?
— Пожалуйста, езжайте, не вопрос.
— В чем вот это вы? Двухглавый орел, вот это вот…
— Объясняю: это наша историческая родина, мы имеем полное право…
— Где, где историческая родина? Здесь? Это не историческая твоя родина, ладно? Это не историческая твоя родина! Сегодня какое? Шестое января?
— Это историческая родина — Россия, а здесь…
— Никогда не было и не будет! Это Кокшетау, казахская земля!
Со словами о том, что «земли всем хватит», Громов покрепче ухватил детей за руки и пошел прочь, помахав собеседнику на прощание.
Видео с его участием вызвало такой резонанс в соцсетях, что Ивану даже пришлось записать видеообращение с разъяснениями по этому поводу. Казак описал случившееся и уточнил, что, говоря о Казахстане как «исторической родине», имел в виду не родину казачества, а свою личную, поскольку родился и живет в этой стране, является ее гражданином и в случае необходимости готов с оружием встать на ее защиту.
На самом деле история казачества в Казахстане достаточно богата. Первые станицы возникли на востоке территории современной республики в 1840-х годах, а в 1867 году было учреждено Семиреченское казачье войско со столицей в городе Верном (сейчас — Алма-Ата). Летом 1918 года большевики упразднили тамошнее казачество, признав его «опорой царской власти», и конфисковали принадлежащее ему имущество. В 1936 году КазаКская республика была законодательно переименована в КазаХскую и получила в пользование все конфискованные у казаков земли.
Возрождение казачества в Центральной Азии (как, впрочем, и на остальном постсоветском пространстве) началось в конце 1980-х годов. В Казахстане этот процесс сталкивался с мощным противодействием: в СМИ появлялись мнения о том, что казаки «мешают стране модернизироваться» и «не дают идти по демократическому пути».
Президент республики Нурсултан Назарбаев, в свою очередь, отмечал, что казаки — это земляки современных жителей Казахстана. Его, кстати, избирали почетным верховным атаманом Союза казачьих общественных объединений Казахстана, «олицетворяющим собой знамя казачьего народа». Кроме того, в стране действует Координационный совет русских, казачьих и славянских организаций.
Сейчас проживающим в стране казакам, образовавшим множество конкурирующих между собой организаций, разрешено поддерживать свои традиции в этнокультурном плане, но запрещено претендовать на территории и автономию, а также создавать вооруженные формирования. Возможно, привязавшийся к Ивану Громову житель Казахстана предположил, что шинель с гербовыми пуговицами нарушает это правило.
В России скандалы с участием казаков, как правило, имеют противоположную направленность: люди в папахах с нагайками занимаются самоуправством по отношению к «простым» гражданам. Так, минувшим летом на крымском пляже казак, охранявший «элитную» территорию санатория «Форос», отхлестал плеткой семейство отдыхающих, которые посмели туда забрести.
В сентябре 2020 года в Екатеринбурге, где проходил фестиваль Ural Pride Week, в сквере у Театра драмы, около Ельцин-Центра и на городской набережной группы казаков устроили патрулирование в поисках представителей ЛГБТ-сообщества. Людям, чей внешний вид по каким-то причинам казался им «неправильным», они предъявляли претензии по этому поводу. Так, например, молодого человека в круглых очках с цветными линзами, обесцвеченной прядью волос, бриллиантовым «гвоздиком» в ухе и с большими белыми наушниками на голове обвинили в «пропаганде гейства» и угрожали «повязать».
В 2018 году, когда в России проходил чемпионат мира по футболу, казаки изъявляли готовность патрулировать улицы Ростова-на-Дону и отслеживать, чтобы мужчины не целовались с представителями своего пола на публике, поскольку это является пропагандой гомосексуализма, а она в нашей стране запрещена на законодательном уровне.
В начале мая 2018 года казаки напали на участников митинга в поддержку оппозиционера Алексея Навального и отхлестали их нагайками. Избиение попало на видео и спровоцировало скандал, после которого представители казачьего сообщества заявили, что нарушители, устроившие самоуправство, были наказаны посредством порки. Видео с поркой, что характерно, в интернете не публиковалось. По закону за случившееся ответил лишь один из участников нападения, казак Евгений Федорченко, которого оштрафовали на 1000 рублей, да и то не за избиение оппозиционных активистов, а за попавшую на видео матерную брань.