О безусловном таланте сценариста говорит тот факт, что без участия Эмиля Брагинского Эльдару Рязанову больше не удалась снять ни одного киношедевра.
Также 26 мая День российского предпринимательства и День сварщика, а также в этот день в 1799 году русские войска под предводительством Александра Суворова взяли Турин, в 1913 году в Петербурге состоялся первый в истории полет многомоторного самолета «Русский витязь», созданного инженером Игорем Сикорским, в 1995 году состоялось торжественное снятие границ между Россией и Белоруссией, а в 2017 году в Москве открылась «Аллея Правителей».
Подробнее поговорим о таланте человека, который всегда оставался за кадром лучших советских комедий, но при этом внес в их создание неоценимый вклад.
Речь о сценаристе Эмиле Брагинском (1921-1998), который вместе с Эльдаром Рязановым создал такие фильмы как «Невероятные приключения итальянцев в России» (12+), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (6+), «Служебный роман» (6+) и многие другие. Эмиль Брагинский скончался 26 мая 1998 года в возрасте 76 лет.
Медицина, шахматы и первая проба пера
Будущий советский и российский прозаик, драматург и сценарист Эмиль Вениаминович Брагинский родился 19 ноября 1921 года в Москве в интеллигентной семье врачей. Сочинять рассказы Эмиль начал еще в детстве. Однако о литературной карьере юноша в то время не помышлял.
Когда Эмилю было всего девять лет, умерла его мама. К этому времени у отца мальчика уже была другая семья. После смерти матери Эмиль жил вместе с новой семьей отца, которая ютилась в московской коммуналке. Юноша решил поступать в медицинский институт. Одной из причин такого выбора послужило наличие там стипендии.
Однако планы на будущее нарушила война. Во время Великой Отечественной Брагинский строил оборонительные сооружения. После тяжелой травмы, находясь в эвакуации в Душанбе, Эмиль продолжил учебу, работал санитарным врачом в госпитале, а все свободное время посвящал шахматам. Эмиль давал сеансы одновременной игры в госпиталях и общежитиях.
Примечательно, что профессиональной пробой пера будущего литератора стал репортаж со Всесоюзного шахматного турнира. Заметку напечатала «Советская Латвия», и Брагинский стал внештатным корреспондентом газеты в московском регионе. К тому моменту он уже был счастливо женат на бывшей однокласснице Ирме, а медицинский институт Брагинский все-таки бросил.
Скромный драматург с комедийным даром
Несмотря на то, что легкий слог Брагинского позволял интересно рассказывать о любой жизненной сфере, любимой темой для журналиста со временем стало искусство. Репортаж о реставрации в Троице-Сергиевой лавре стал первой работой Брагинского для журнала «Огонек».
В 1946 году Брагинский стал штатным репортером одного из самых популярных журналов того времени. Однако, несмотря на интерес к сфере искусства, ему часто приходилось писать о заводах и фабриках.
В 1955 году вышел первый фильм по приключенческому киносценарию Брагинского — «В квадрате 45» (12+). Оставив журналистскую карьеру, Эмиль Вениаминович всерьез принялся за работу сценариста.
Первая пьеса Эмиля Брагинского, поставленная в Театре Станиславского, называлась «Раскрытое окно». Спектакль с участием Евгения Леонова сыграли более двухсот раз. Публика в зале смеялась, однако критики обвиняли драматурга в отсутствии чувства юмора. «Раскрыли окно, Эмиль, не заглядывайте в рецензии — простудитесь!», — посоветовал Брагинскому драматург Михаил Светлов.
Знакомство с Эльдаром Рязановым и большое кино
После посещения спектакля главный редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко познакомил Брагинского с Эльдаром Рязановым, за плечами которого на тот момент уже была «Карнавальная ночь» (0+). Так спектакль «Раскрытое окно» открыл перед Брагинским двери в большое кино.
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!». Во время работы они с удовольствием обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов», — писал сценарист о работе с Рязановым в совместной шуточной автобиографии.
Брагинский и Рязанов работали вместе чуть ли не каждый день — то на «Мосфильме», то в домашней обстановке. Во втором случае один занимал диван, другой — садился к столу. Домашние при этом переходили на шепот. Часто, чтобы «опробовать» текст, выдержки из будущих фильмов Брагинский читал жене и сыну.
Первой совместной работой двух талантливых соавторов стала история из милицейской хроники, которая благодаря фантазии выросла до масштабов сентиментального детектива «Берегись автомобиля» (12+).
Из-за того, что положительным героем в сценарии выступал вор, будущую картину сняли с производства. Однако соавторы пошли на хитрость: они переработали сценарий в повесть, опубликовали в журнале «Молодая гвардия» и на волне успеха продолжили съемки. В 1966 году картина, наконец, вышла в прокат и оказалась чрезвычайно успешной.
«Ирония судьбы» и «Служебный роман»
Новогодний фильм по сценарию Брагинского и Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» был историей, взятой из жизни. В оригинале друзья погрузили своего не совсем трезвого приятеля в ленинградский поезд. Проснулся он в городе на Неве — с веником в портфеле и пятнадцатью копейками в кармане.
На этом оригинальная история заканчивается, а дальше начинается фантазия Брагинского и Рязанова, в которой герой попадает в квартиру Нади, полагая, что пришел к себе домой. Фильм был удостоен Госпремии СССР, однако и после этого Эмиль Брагинский не подхватил звездную болезнь, а продолжил создавать шедевры о жизни простых людей.
Не все знают, что «Служебный роман», принадлежащий перу Брагинского и Рязанова, изначально был спектаклем. В 1971-м году всего за месяц Брагинский и Рязанов написали пьесу «Сослуживцы». В том же году состоялась ее премьера в Театре Маяковского и в ленинградском Театре комедии. Пьеса оказалась очень успешной. Она практически полностью состояла из крылатых фраз, поэтому было решено, что она должна стать фильмом, который впоследствии вошел в золотую коллекцию советских комедий.
Самым популярным за пределами СССР стал фильм Брагинского и Рязанова «Вокзал для двоих» (12+). Историю об отношениях интеллигентного пианиста и провинциальной официантки показали на семи международных фестивалях — в том числе в Каннах.
Другие фильмы Брагинского
Эмиль Брагинский писал сценарии не только для фильмов Эльдара Рязанова. Среди его работ - «Учитель пения» (6+) Наума Бирмана, «Суета сует» (0+) Аллы Суриковой, «Артистка из Грибова» (12+) Леонида Квинихидзе, «Почти смешная история» (12+), «Поездки на старом автомобиле» (0+) Петра Фоменко.
По мнению зрителей сценарии Брагинского отличают трогательные герои, возвышенная любовь, житейская мудрость и необыкновенная жизненность. «Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство, — говорил Эмиль Брагинский, — о любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…».
В числе последних работ Эмиля Брагинского — вышедшая в 2000 году комедия «Тихие омуты» (12+), которую Эльдар Рязанов поставил уже после смерти своего соавтора. К слову, без участия Брагинского Рязанову больше не удалась снять ни одного киношедевра.